Греческая музыка
Греческая музыкальная культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. проф. музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. муз. традиции сохранились только в нар. творчестве и церк. музыке. Греч. нар. музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых — трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. массовым нар. празднествам.
Подавляющее большинство историч. песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. нац. гос-ва, их осн. содержанием стало воспевание свободы и независимости. Исполнение греч. нар. песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. события (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос — танец мясников и др.) либо берут своё назв. от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. муз. инструментов — разл. виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка. Все они, как правило, входят в состав нар. оркестров, в к-рые с 30-х гг. 19 в. входят также кларнет и гитара.
Нац. проф. музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на к-рые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф. нац. муз. культура. Среди известных представителей Ионической школы — Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос — автор музыки греч. нац. гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в к-ром получили муз. образование мн. греч. музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. оперы «Кандидат в депутаты» (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. революции 1821 («Маркое Боцарис», 1861, Патры; «Госпожа Фросини», 1869, Закинф; «Деспо, героиня Сули», 1882, Патры). Одна из его многочисл. песен — «Старый Димос» (сл. А. Валаоритиса) — стала народной.
Самарас — первый греч. композитор, творчество к-рого стало известно за пределами Греции; он автор мн. опер («Флора Мирабилис», 1886, Милан; «Лионелла», 1891, Милан; «Мученица», 1894, Неаполь; «Укрощение колдуньи», 1895, Милан; «Мадмуазель де Белль-Иль», 1905, Генуя; «Рея», 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896).
Формирование греч. проф. муз. культуры связано с большим влиянием итал. и франц. музыки. Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к-рым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др.
Нац. тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас — автор 9 опер (среди к-рых «Дидона», 1909; «Два брата», 1900; «Чародейка», 1902; «Факанапас», 1950; все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. и хор. произв., теоретич. работ по муз. иск-ву и критич. статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. оперный т-р («Этники лирики скини»). Лаврангас стал руководителем нар. хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. общества, вёл большую педагогич. работу в Афинской консерватории (осн. 1871); он же был одним из основателей первого в Греции муз. изд-ва (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги «Греческая народная музыка», 1934) и его брат Н. Ламбелет.
Основоположники совр. греч. нац. муз. школы — М. Каломирис, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. нац. музыки на основе соединения греч. фольклора с достижениями мировой муз. культуры. Каломирис — автор опер («Старший мастер», 1916; «Кольцо матери», 1917; «Восход», 1945; «Мутные воды», 1951; «Константин Палеолог», 1962; все поставлены в Афинах), симф. и камерно-инстр. произв., был основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий в Афинах, директором Нац. оперного т-ра, пред. Союза греч. композиторов, действительным чл. Афинской АН (1945). М. Варвоглис, создавший оперу «После полудня любовь» и многочисл. произв. для симф. оркестра, музыку к древнегреч. трагедиям, был также крупным муз.-обществ. деятелем. Э. Риадиса — автора ок. 200 песен и обработок ок. 100 нар. песен — называют греч. Шубертом. Вклад в создание греч. муз. школы внесли Л. Маргаритис (основатель Салоникской консерватории, 1914), Д. Левидис, Т. Спатис, Н. Лавдас, действительный чл. Афинской АН П. Петридис, Г. Пониридис, Г. Склавос, К. Сфакьянакис, дирижёр и композитор Д. Митропулос.
Большое значение для развития совр. муз. культуры имела деятельность музыковеда и педагога А. Теодоропулу, дирижёра Ф. Икономидиса (основателя Афинского государственного симфонического оркестра, 1943) и др. В 20-х и 30-х гг. 20 в. в Греции выдвигаются композиторы, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения. Многие композиторы этого поколения проявили себя как муз.-обществ. деятели и педагоги. В их числе: С. Михаилидис (директор Салоникской гос. консерватории и дирижёр симф. оркестра Сев. Греции, исследователь греч. и кипрской нар. музыки), А. Евангелатос (директор Эллинской консерватории, пред. Союза греч. композиторов), Г. Георгиадис (директор «Салоникского хора», Студенческого хора и оркестра Салоникского ун-та, автор книги «Греческие хоровые песни»). Композиторы Л. Зорас, М. Вурцис, Б. Коласис и К. Кидоньятис выступают также как дирижёры. Известность получило творчество Н. Скалкотаса, Г. Казасоглу, Г. Платона, М. Паландиоса.
События 2-й мировой войны и борьба греч. народа против фаш. оккупантов нашли отражение в симф. творчестве М. Каломириса (симф. поэма «Смерть отважной»), М. Варвоглиса (симф. поэма «За колючей проволокой»), участника греч. Сопротивления А. Ксеноса (песни — «Вперёд», «Орлята», «Гимн молодёжи» и др.). Борьба греч. народа за свободу и нац. независимость — основная тема творчества Ксеноса (симф. поэмы — «Новые сульоты», 1941; «Дзавелас», 1942; «Сопротивление», 1948; «Дигенис не умер», 1952; «Прометей», 1962; «Спартак», 1963, и др.). В 40-х и нач. 50-х гг. выдвинулась многочисленная группа композиторов, стремившаяся писать произведения, основанные на греч. фольклоре и визант. муз. наследии. Наряду с симф. и муз.-сценич. произв. она создала греч. массовую песню. Среди них выделяется М. Хадзидакис, значение к-рого определяется тем, что он придал своей музыке глубоко нац. характер. Им написаны музыка к более чем 50 театр, пост., а также ко многим древнегреч. трагедиям, к десяткам кинофильмов, фп., симф. и балетная музыка. По пути М. Хадзидакиса пошли мн. др. композиторы — Г. Бификоцис, Г. Замбетас, К. Капнис, Г. Кацарос, Т. Моракис, Г. Музакис, М. Плесас, М. Теодоракис, а с сер. 60-х гг. — Я. Глезос, С. Ксархакос, X. Леонидис, М. Лоизос, Я. Маркопулос и др. Их песни получили известность в самой Греции и за рубежом. Деятельность этих композиторов, а также творчество самодеятельных композиторов (М. Вамвакариса, Я. Папаиоанну, В. Цицаниса и др.) в значит. степени нейтрализовала влияние зап. и псевдогреч. лёгкой музыки, оказала большое влияние на исполнительское иск-во. Были созданы оркестры, включающие греческие народные инструменты, хор. коллективы, с к-рыми композиторы выступают в качестве дирижёров и певцов.
Среди др. группы композиторов, творчество к-рых не вышло за пределы академизма или же протекает под влиянием модернизма,- Н. Астранидис, Я. Ксенакис, А. Кунадис, Г. Сисильянос и др. А. Кунадис и Н. Астранидис зарекомендовали себя также как видные пианисты и дирижёры.
Военный переворот в Греции (1967) отрицательно сказался на развитии муз. культуры страны. Вместе с тем мн. греч. композиторы остались верны демократическим идеалам, продолжают создавать произв., проникнутые духом свободолюбия.
Среди греч. исполнителей: певцы — Н. Мосхонас, М. Каллас, К. Дамасиоти, А. Захарату, А. Франгиан-Спилиопулу, З. Влахопулу, Г. Пасхалис, Л. Хева, Т. Цахуриду, А. Делендас, С. Калогерас; пианисты — Г. Темелис, К. Кидоньятис, В. Девеци, Р. Вурци; скрипачи — Б. Коласис и Н. Дикеос; виолончелист — Э. Папаставрос; дирижёры — Ф. Ваваянис, А. Паридис, Л. Зорас, Д. Хорафас, С. Михаилидис, М. Хадзидакис, А. Евангелатос, А. Кунадис, Ф. Византиу и др.; бузукисты — М. Хьотис, К. Папандопулос, Н. Карнезис и др. Среди эстрадных греч. певцов — Г. Бификоцис, С. Казандзидис, Маринелла, Иованна, Н. Мусхури, М. Фарандури.
В Греции функционируют: Нац. оперный театр («Этники лирики скини»); 5 симф. оркестров, в их числе — Афинский гос. оркестр, гос. оркестр Сев. Греции, оркестр Афинского радио и Нац. оперного т-ра; ансамбль песни и танца Доры Страту, хор города Трикалы, хор девушек под упр. Фалин Византиу и др. Единственная гос. консерватория работает в Салониках (1914), остальные содержатся частными об-ва-ми — Афинская (1871), Пирейская (1904), Эллинская в Афинах (1919), Национальная в Афинах (1926). Консерватории имеют филиалы в ряде крупных городов Греции. Имеется несколько средних музыкальных учебных заведений.
Наиболее популярный фестиваль музыки — Афинский (проходит ежегодно летом в древнегреческих т-рах). В нём наряду с греческими музыкантами и исполнителями принимают участие зарубежные оперные, хоровые и симф. коллективы и солисты.
Однако концерты этих фестивалей посещает огранич. круг любителей музыки. Ежегодно проводится фестиваль популярной песни, главным образом в Салониках.
Литература: Каломирис М., Прошлое и настоящее греческой музыки, «СМ», 1956, No 2; Аноянакис Ф., Музыка в современной Греции, там же, 1958, No 3; Колмыков С., Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1.
С. Я. Колмыков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Древнегреческая музыка →
• Греческий балет →