Ревю (франц. revue, букв. — обозрение) — театральное представление из ряда небольших относительно самостоятельных драм. сцен со вставными эстрадными песнями, танцами, цирковыми номерами. Ревю соединяет в себе элементы оперетты, балета, театров кабаре и варьете. Как правило, общий сюжет в Р. отсутствовал, все эпизоды связывали единый состав исполнителей и некая общая идея. Музыка в Р. занимала подчинённое положение, однако отд. муз. номера из Р., гл. обр. эстр. песни и танцы, порой приобретали популярность и исполнялись уже после того, как это Р. сошло со сцены.
Р. возникло во Франции в кон. 18 в. Первое представление, носившее это название, — пьеса М. Романьезе «Театральное ревю» («Revue des Theatres»), поставленная в Париже в 1728. Особую популярность Р. приобрело здесь в эпоху Луи Филиппа (1830–48). В кон. 19 в. Р. испытало влияние варьете и мюзик-холла и превратилось в пышное и бессодержательное развлекат. представление, насыщенное зрелищными эффектами, — т.н. постановочное P. (grande revue a spectacle). В кон. 19 — нач. 20 вв., помимо Франции, Р. было распространено в Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии. В США возникла нац. разновидность жанра, получившая название «шоу» (show musical — муз. обозрение). Специфич. особенность шоу — введение ритмич. движений и танцев группы девушек. Популярными композиторами шоу были Р. Фримль, И. Берлин и Й. Керн. Р. оказало значит. влияние на зап.-европ. и амер. оперетту: возникла особая её разновидность — Р.-оперетта, включавшая типические для Р. элементы. После 2-й мировой войны 1939–45 в зап.-европ. странах и США в виде Р. создавались кинофильмы, телевизионные постановки.
В театр. жизни дореволюц. России Р. занимало скромное положение. После Oкт. революции 1917 в связи с поисками наиболее действенных форм пропаганды в массах новых, революц. идей активизировалась и работа театр. коллективов в жанре Р. Политич. и социально-бытовые Р. в послереволюц. годы ставились мн. т-рами сатиры и т-рами обозрений. Сложилась специфич. форма Р. «Синяя блуза» — существовавший вплоть до нач. 30-х гг. своеобразный жанр эстр.-театр. представлений, с к-рым связаны имена ряда талантливых писателей, поэтов, композиторов. В числе композиторов, писавших музыку для постановок «Синей блузы», — М. И. Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю. С. Милютин, Д. Я. Покрасс.
Литература: Бородин A., Долев Д., Техника работы над малыми формами, (М.), 1930; «Советская эстрада и цирк», 1964, No 5, с. 9–11; Dreyfus R., Petite histoire de la revue de fin dannee, P., 1909; Frejaville G., Au music-hall, P., 1922.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.