Переменный лад

Категории словаря

Переменный лад — лад, в котором функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют различные тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).

Понятие "П. л." применяется обычно к первому из этих ладов, хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственно

Русская народная песня "Уж ты поле моё".

переменно-ладовым. П. л. распространены в нар. музыке, в частности в русской. Относит. непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой либо в слиянии двух или неск. тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или неск. красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, "Иван Сусанин", 1-е д., хор "Лёд реку в полон забрал"). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. л.- параллельно-переменном ладе (см. пример выше, а также пример рус. песни "Ходила младёшенька по борочку" в статье Звуковая система). Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная трактовка его выразительности - см., напр., отрывок из 2-го д. оперы "Князь Игорь" Бородина:

Пляска мужчин дикая.

В теорий ср.-век. ладов термину "П. л." родственно понятие tonus peregrinus ("странствующий тон", напр. в мелодии антифона "Nos qui vivimus"), к-рое обозначает окончание мелодии на разл. финалисах, а также переменность др. ладовых опор. Сходно по смыслу понятие 17 в. alteratio modi ("перемена лада"), применявшееся к пьесам, начинающимся в одном тоне, а заканчивающимся в другом (у К. Бернхарда); перемена тона может быть истолкована и как модуляция, и как П. л. У Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.) предвосхищается идея П. л. в учении о "смешанной мусикии". На ладовую переменность в рус. нар. песнях обратил внимание H. А. Львов (1790), охарактеризовавший её как "странность музыкальную" (песни NoNo 25 и 30 из сб. "Собрание русских народных песен с их голосами..." Львова - Прача). Но по существу понятие и термин "П л." были впервые предложены В. Л. Яворским. Его теоретич. объяснение сводилось к тому, что нек-рые тоны в одной части ладовой структуры устойчивы, а в другой неустойчивы (обратимое тяготение, по В. А. Цуккерману, напр. звуки g a).

Ю. Н. Тюлин связывает возникновение П. л. с усилением переменных функций аккордов.

Литература: Львов H. A., О русском народном пении, в его кн: Собрание народных русских песен с их голосами, СПБ, 1790, переизд.. M., 1955; Дилецкий H. П., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910; Протопопов Е. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2. М., 1930; Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; Вахромеев В. A., Ладовая структура русских народных песен и её изучение в курсе элементарной теории музыки, М., 1968; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Протопопов В. И., Николай Дилецкий и его "мусикийская грамматика", "Musica Antiqua", IV, Bydgoszcz, 1975; Цукерман В. A., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre Heinrich Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Christoph Bernhard, Lpz., 1926, Kassel u.a., 1963.

Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Шотландская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

A ballata, a баллата Термины и понятия
Секстаккорд Термины и понятия
Фортепиано Музыкальные инструменты
Выворотность Балет и танец
Ода Музыкальные жанры
Дробь Термины и понятия
Киргизский балет Балет и танец
Нотный стан Термины и понятия
Примадонна Опера, вокал, пение
Струнный оркестр Термины и понятия

Реклама