Опера комик

Опера комик (франц. opéra comique — комическая опера) — французская разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. сцене «большие» героико-мифологич. оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. бурж. аудитории. Из «больших» опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. воплощение лишь в рамках драм. спектаклей гл. обр. т-ра «Комеди Итальенн» и особенно ярмарочных т-ров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. по направленности, высмеивающие нравы «высших» слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии иск-во привилегированных т-ров (в частности, «Корол. академии музыки»), преследовались правящими кругами. Термин «комич. опера» утвердился в ярмарочном т-ре в связи с пародиями на большую оперу (1715). Первоначально осн. авторами комич. опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с к-рыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л’Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. в пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. элемент, появились «благородная чувствительность», «пейзанская» тематика, одноврем. он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы.

Формированию жанра О. к. способствовала пост. в 1752 в Париже оперы-буффа «Служанка-госпожа» Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. «Война буффонов»). Важную роль в утверждении нового типа муз. спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж. Ж. Руссо «Деревенский колдун» (1752), написанная в форме итал. буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. комич. оперы как собственно муз.-театр. жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. в Париже работал итал. комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. в жанре О. к. (оперы «Два охотника и молочница», 1763; «Жнецы», 1768, и др.). В отличие от итал. оперы-буффа, в О. к. утвердилось чередование муз. номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики).

В 60-х гг. 18 в. О. к. сблизилась с бурж. сентиментальной «серьёзной комедией». Это стимулировало муз.-драматургич. усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич. симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора («Том Джонс», 1765), П. А. Монсиньи («Дезертир», 1769), А. Э. М. Гретри («Люсиль», 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. комич. оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. к., внёс в неё черты лирич. поэтизации и предромантич. колористичности (историко-легендарная опера «Ричард Львиное сердце», 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к «опере спасения». На рубеже 18–19 вв. значит. успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. выделялись комич. оперы А. Буальдьё («Белая дама», 1825), Ф. Герольда («Цампа», 1831), Н. Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. к.-«Фра-Дьяволо», 1830), к-рым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. к. сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. к. была создана трагедийная опера «Кармен» Бизе (1875). С О. к. генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII — первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Pougin A., L’opéra comique pendant la révolution de 1788, а 1801, P., 1891; Cucuel G., Les créateurs de l’opéra comique franзais, P., 1914; La Laurencie L. de, L’opéra comique, в кн. : Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire…, fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. — Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).

В. Н. Брянцева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Диктант музыкальный Теория музыки
Стихира Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Мандола Музыкальные инструменты
Примадонна Опера, вокал, пение
Орган Музыкальные инструменты
Тон Термины и понятия
Конкурсы балетные Термины и понятия
Танцы в опере Опера, вокал, пение
Pas, па Балет и танец
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Русский балет Балет и танец

Реклама