Творческий портрет Мендельсона →
Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3 II 1809, Гамбург — 4 XI 1847, Лейпциг) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр и музыкально-общественный деятель. Глава лейпцигской школы.
Происходил из семьи еврейского банкира (дед по отцу — философ Моисей Мендельсон, вторая фамилия — Бартольди — принята семьёй Мендельсонов в связи с переходом в христианскую веру). С юных лет выступал как пианист, завоевав имя одного из крупнейших виртуозов своего времени. Как композитор Мендельсон (далее — М.) уже при жизни был признан классиком, сыгравшим прогрессивную роль в истории нем. музыки. Для формирования творч. облика М.решающим оказалось окружение, в к-ром он находился в годы детства и юности, когда семья поселилась в Берлине. Крупнейшие представители науки и иск-ва А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер и др. постоянно посещали дом М. Особое значение имело знакомство М. с И. В. Гёте (1821). М. получил превосходное домашнее образование. Под рук. Л. Бергера он обучался игре на фп., с К. Ф. Цельтером занимался композицией. Тогда же М. было привито уважение к достижениям человеческой мысли, к классическим традициям в искусстве. Величайшими образцами для него становятся произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В то же время восприимчивая натура М. не могла не откликнуться на проявления нем. романтизма, в к-ром М. импонировали прежде всего лирич. настроенность, поэтич. восприятие природы, обращение к образам нар. фантастики. Лучшие произв. М. романтичны, сохраняют ясную, выдержанную в классич. традициях форму, связаны с нар.-бытовыми жанрами и, в первую очередь, с песней. Всё это определило большую популярность творчества M. y современников. Вместе с тем в музыке М. отразились достижения различных национальных культур, с к-рыми композитор познакомился во время частых путешествий по европейским странам. Исключительный размах приобрела муз.-просветительная деятельность М., к-рой он уделял большое внимание, т.к. считал своей главной задачей развитие передовой общенемецкой муз. культуры. В 1829 в Берлине, после столетнего забвения, под упр. М. были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха, что способствовало возрождению интереса к личности и творчеству великого композитора. М. выступал как дирижёр, пианист и органист в различных городах Германии, Великобритании и др. стран. Историческое значение имела его деятельность в качестве дирижёра и рук. лейпцигского оркестра Гевандхауза. Здесь впервые под руководством М. были исполнены последняя симфония Шуберта, ряд ораторий Г. Ф. Генделя, 9-я симфония Бетховена. По инициативе М. основывается Лейпцигская консерватория (1843) — первое высшее муз. заведение в Германии. Консерватория объединила крупных музыкантов-педагогов и способствовала росту муз. профессионализма в стране. На основе консерватории возникло направление нем. муз. иск-ва во главе с М. — лейпцигская школа, а Лейпциг превратился в один из крупнейших муз. центров Европы.
В обширном творч. наследии М. представлены почти все жанры муз. иск-ва, но ведущее место занимает инстр. музыка. Демократическое по своей направленности творчество композитора отличается сочетанием романтич. тенденций с приверженностью к классич. традициям 18 и нач. 19 вв. Музыка М., проникнутая нем. нар. песенностью, общедоступна, подкупает искренностью и тонкой поэтичностью образов, безукоризненным вкусом, отсутствием вычурного, бьющего на внешний эффект, стремлением к ясности и гармонической уравновешенности, красотой формы. Лучшие произведения композитора наполнены живой, яркой эмоциональностью, взволнованным лиризмом, мягкостью и задушевностью. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии, элегической грусти. Вместе с тем образы трагического плана, а также порывистые и мятежные мало свойственны музыке М., какие свойственна ей и острая конфликтность содержания. Др. специфическая образная сфера музыки М. — изящная, с фантастич. оттенком скерцозность; в этой области М. оказал большое воздействие на творчество др. композиторов. Значительно менее ярко выявилось в произв. М. героико-эпич. начало (отчасти в ораториях и нек-рых симфониях). Для мелодики М. характерны песенно-романсная напевность и закруглённость, а в пьесах скерцозного типа — капризно-изменчивая лёгкая пассажность чисто инстр. плана. В гармонии значительна выразительная роль мажорно-минорных сопоставлений. М. в совершенстве владел полифонич. техникой. Свободные контрастно-полифонич. сочетания встречаются во мн. его произв. Более строгие формы имитационной полифонии свойственны церк. композициям и некоторым инстр. соч. композитора. Важное достижение М. — обновление полифонич. стиля благодаря песенности.
М. — один из создателей романтической симфонии. Образцами для него были формы, откристаллизовавшиеся в венской классической школе, но композитор не повторял известные схемы. Сонатная форма приобретает у М. свою драматургич. логику: сближаются на общей лирич. основе гл. и побочная темы, насыщается активным тематическим развитием связующая партия; в трактовке цикла характерна тенденция к слиянию частей. Из 5 симфоний М. лучшими явились Итальянская и Шотландская, навеянные путешествиями юных лет, но завершённые позже (1833, 1842). В этих симфониях поэтично обобщены впечатления от природы и народного быта, особенно в Шотландской, где намечаются также тенденции монотематического объединения цикла. М. положил начало новому жанру симф. музыки — программной конц. увертюре; первым образцом её стала увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру (1826, позже включена в музыку ко всему спектаклю) — произв. поэтичное и тонкое, романтическое по трактовке сказочной фантастики. Элементы картинности свойственны увертюрам «Гебриды» (2-я ред., 1832), «Морская тишь и счастливое плавание» (1832), «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833). Являясь одним из зачинателей романтич. программного симфонизма, М. разработал в нём преимущественно картинно-эпич., жанровые и лирич. стороны. Важное место среди произв. М. занимают концерты для инструментов с оркестром, и среди них вдохновенно-лирич. и пластичный концерт для скрипки с оркестром (1844), один из первых и лучших образцов романтич. концерта. Популярность приобрели также 2 концерта для фп. с оркестром (1831, 1837).
М. сыграл выдающуюся роль как мастер оркестровки. Композитор опирался в основном на классич. состав, вводя в отдельных случаях в оркестр редкие инструменты — контрафагот, офиклеид, серпент. Главное достижение М. — умение создать разнообразный, тонкий колорит, прозрачную, изящную фактуру произведения. Он широко использовал выразительность высокого регистра, пиццикато и летучие штрихи у струн. инструментов, виртуозность стаккатных звучаний деревянных духовых и их переливчатое, журчащее звучание, мягкость валторновых аккордов и т.д. Будучи выдающимся пианистом, М.-композитор значительно обогатил сферу фп. музыки. Противник модной в его время поверхностной виртуозности, М. одному из вариационных циклов дал полемич. заглавие — «Серьёзные вариации» (1841). Наибольшую популярность завоевали «Песни без слов» — цикл из 48 небольших пьес (8 тетр., 1-я — в 1830), отличающихся разнообразием характера и фп. приёмов. «Песням без слов» присущи близость к бытовой вок. музыке, яркая образность, простота изложения и ясная форма. В известной степени они — свод наиболее типичных для M. муз. образов и настроений, встречающихся во многих др., в т.ч. крупных, произв. композитора. В области камерного ансамбля среди произв. М. выделяются 7 струн. квартетов, 2 фп. трио и созданный ещё в юные годы струн. октет. Помимо этого, композитор написал ряд фп. квартетов, квинтеты, сонаты для скрипки, виолончели в сопровождении фп. и др.
Вок. музыка М. представлена множеством произв. — от небольших песен до монументальных ораторий. Оратории М. — «Павел» (1836) и «Илия» (1846) — по своему отразили общественный подъём в Германии перед бурж.-демократич. Революцией 1848-49. В них заметно влияние героических ораторий Генделя, однако особое значение приобретают лирические образы. Оратории укрепили славу композитора не только в Германии, но и в Великобритании. М. создал также много небольших хоровых соч. культового характера (псалмы, мотеты и др.), в т.ч. для хора без сопровождения. Среди светских произв. известность получила кантата «Первая Вальпургиева ночь» (2-я ред., 1843), отличающаяся драматизмом и патетикой. Мягкий лиризм, демократич. характер свойствен многим вок. ансамблям и песням М., тесно связанным с бытовым музицированием.
М. с юности влекло к оперному жанру. Он начал писать оперы уже в возрасте 10 лет. Публично они не исполнялись, за исключением комич. оперы «Свадьба Камачо» (пост. в 1827) и лидершпиля «Возвращение с чужбины» (пост. 1829). М. неоднократно искал подходящие сюжеты для оперы, переписывался с Э. Скрибом, но чрезмерно строгие требования М. к либретто сковывали его вдохновение. Работа же над оперой «Лорелея» (по Э. Гейбелю) была прервана внезапной кончиной М. Гораздо большее значение имела его музыка к различным драматич. спектаклям (произв. Софокла, Расина, Шекспира и др.). Наибольшую популярность завоевала музыка к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Творчество М., пользовавшееся при жизни громкой славой, было во 2-й пол. 19 в. оттеснено творчеством более радикальных композиторов-романтиков (Р. Вагнера, Ф. Листа и др.). Сформировавшаяся вокруг М. лейпцигская школа со временем приобрела академия, направление. Но лучшие творч. достижения М. навсегда вошли в золотой фонд муз. классики, а разносторонняя муз.-обществ. деятельность М. делает его одной из крупнейших фигур в истории немецкой музыки.
Основные даты жизни и деятельности:
1809 — 3 II. В семье банкира Авраама М. (Гамбург) родился сын Якоб Людвиг Феликс М. 1811. — Переезд семьи в Берлин.
1813 — Начал заниматься игрой на фп. под рук. матери. 1817. — М. становится учеником Л. Бергера (фп.) и К. Ф. Цельтера (композиция); делает быстрые успехи.
1818 — Первое публичное выступление М. с исп. фп. концерта Я. Л. Дусика.
1819 — Начало занятий по общеобразоват. предметам с В. Л. Гейзе — будущим профессором Берлинского ун-та. — Начало композиторского творчества.
1821 — Знакомство при посредстве Цельтера с И. В. Гёте, благотворно повлиявшим на развитие М. — Посещение дома Гёте, исп. на фп. фуг Баха и др.
1822 — Дирижёрский дебют М. в домашних концертах. — Путешествие с семьёй по Швейцарии. — Знакомство в Берлине с муз. теоретиком А. Б. Марксом и пианистом И. Мошелесом.
1824 — Домашнее исп. комич. оперы М. «Дядюшка из Бостона, или Два племянника».
1825 — Поездка в Париж, знакомство с композитором Л. Керубини. — Общение в домашнем кругу с выдающимися представителями нем. культуры, в т.ч. братьями Гумбольдтами, Г. В. Гегелем, Г. Гейне.
1826 — Знакомство с произв. У. Шекспира, увлечение его комедиями. — Посещение лекций Гегеля, Гумбольдта и др. профессоров Берлинского ун-та.
1827 — Путешествие по юж. и зап. Германии в компании со студентами ун-та. — Пост. оперы «Свадьба Комачо» в Берлине (Шаушпильхауз).
1829 — 11 III. Исп. в Берлине под упр. М. «Страстей по Матфею» Баха. — IV. Поездка в Англию, дирижирование в Лондоне собственными произв. (увертюра «Сон в летнюю ночь», симфония c-moll); исп. там же 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена; большой успех выступлений М. — Путешествие по Шотландии, посещение замка Марии Стюарт и рождение замысла Шотландской симфонии. — Поездка на Гебридские острова, замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера»). — XI. Возвращение на родину.
1830 — V. Начало большого путешествия, посещение Гёте в Веймаре. — VI. Прибытие в Италию, знакомство с Г. Берлиозом в Риме.
1831 — Продолжение путешествия (Неаполь, Венеция, снова Рим). — Замысел Итальянской симфонии. — VIII. Пребывание в Швейцарии. — XI. Пребывание во Франции.
1832 — Новая поездка в Лондон; восторженное отношение англичан к М. — VI. Возвращение на родину, неудовлетворённость культурной жизнью Берлина.
1833 — I. Выборы нового директора Певческой академии (в связи со смертью К. Ф. Цельтера); большинством голосов избран посредственный нем. композитор К. Ф. Рунгенхаген, к-рого предпочли М. — V. Руководство Нижнерейнским муз. праздником в Дюссельдорфе; исп. оратории «Израиль в Египте» Генделя. — VI. М. принимает предложение стать на 3 года музик-директором в Дюссельдорфе. — Сотрудничество с крупным театр. деятелем К. Иммерманом.
1836 — Недовольство уровнем муз. профессионализма в Дюссельдорфе. — IX. Переезд в Лейпциг и начало руководства концертами оркестра Гевандхауза. — 4 X. Первый концерт оркестра Гевандхауза под рук. M. (исполнены увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» М., 4-я симфония Бетховена и др.). — X. Встреча с Ф. Шопеном. — Знакомство с Р. Шуманом и К. Вик. — Успешное исп. оратории «Павел» в Дюссельдорфе, Вене и др. городах. — Поездка во Франкфурт-на-Майне и временное руководство хор. об-вом. — Встреча с Дж. Россини.
1837 — 28 III. Свадьба М. и Сесиль Жанрено во Франкфурте.
1838 — Исп. крупных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя в концертах оркестра Гевандхауза под упр. М. — Цикл историч. концертов оркестра Гевандхауза под упр. М.
1839 — 21 III. В концерте оркестра Гевандхауза под упр. М. исполнена симфония C-dur Шуберта.
1840 — Выступления М. в качестве пианиста. — III. Приезд Листа в Лейпциг, встречи М. с ним; возникновение идеи организовать в Лейпциге муз.-уч. заведение.
1841 — М. приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV для руководства муз. отделом Академии иск-ва. — VIII. Переезд М. с семьёй в Берлин. — Критика берлинской муз. жизни, а также театр. деятельности Г. Спонтини за узость репертуара. — Неудачная попытка организовать Высшее муз.-уч. заведение в Берлине.
1842 — Отказ продолжать работу в Берлине. — М. получает звание генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. — XI. Возвращение в Лейпциг и возобновление дирижёрской деятельности. — Первое исп. в Лейпциге Шотландской симфонии.
1843 — 3 IV. Открытие Лейпцигской консерватории. — Исп. в Потсдаме музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (заказана королём).
1844 — V. Новая поездка в Англию; триумфальный успех М. как композитора и дирижёра. — Сотрудничество со скрипачом Ф. Давидом; создание концерта для скрипки с оркестром.
1845 — Временное переселение с семьёй во Франкфурт-на-Майне. — V. Возвращение в Лейпциг; М. становится в центре муз. кружка (Ф. Давид, М. Гауптман, Й. Иоахим, Н. Гаде и др.).
1846 — Ухудшение здоровья М. в связи с переутомлением. — VIII. Исп. оратории «Илия» в Лондоне. — Исп. там же под упр. М. «Мессии» Генделя, «Сотворения мира» Гайдна и «Торжественной мессы» Бетховена. — IX. Отъезд из Лондона; новые признаки переутомления.
1847 — 4 XI. Смерть М. от кровоизлияния в мозг. — 8 XI. Тело М. перевозят в Берлин и хоронят на Иерусалимском кладбище.
Сочинения:
оперы — Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho, комич. опера по M. Сервантесу, op. 10, 1825, пост. 1827, Шаушпильхауз, Берлин), Возвращение с чужбины (Heimkehr aus der Fremde, лидершпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89, пост. 1829, Берлин, частный дом), Лорелея (по Э. Гейбелю, неоконч., ор. 98, 1847); зингшпили детских лет, в т.ч. Два педагога, Странствующие комедианты и др.; для солистов, хора и орк. — оратории Павел (ор. 36, 1834-1836), Илия (ор. 70, 1846), Христос (неоконч., ор. 97, 1847); кантата Первая Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgisnacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 ред., 1843); псалмы — 115 (ор. 31, 1830), 42 (ор. 42, 1837), 95 (ор. 46, 1838), 114 (ор. 51, 1839), 98 (ор. 91, 1843); для орк. — 5 симфоний (c-moll, ор. 11, 1824; Реформационная, d-moll, op. 107, 1830-1832; Итальянская, A-dur, op. 90, 1833; Шотландская, a-moll, op. 56, 1830-42; симфония-кантата Хвалебный гимн — Der Lobgesang, B-dur, op. 52, 1840); конц. Увертюры — Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum, op. 21, 1826; первонач. вариант для фп. в 4 руки), увертюра с трубами (Trompeten-Ouvertьre, op. 101, 1826), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und glьckliche Fahrt, op. 27, 1832), Гебриды, или Фингалова пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshцhle, op. 26, 1830-32), Сказка о прекрасной Мелузине (Das Mдrchen von der schцnen Melusine, op. 32, 1833), Рюи Блаз (ор. 95, 1839); Похоронный марш (Trauermarsch, op. 103, 1836, для дух. орк.), Марш (ор. 108, 1841); концерты для инструментов с орк. — для фп.: g-moll (op. 25, 1831), d-moll (op. 40, 1837), Блестящее каприччио (Capriccio brillant, h-moll, op. 22, 1832), Блестящее рондо (Rondo brillant, Es-dur, op. 29, 1834), Серенада и Allegro giocoso (h-moll, op. 43, 1838), концерт для скрипки (e-moll, op. 64, 1844), концерт для скр., фп. и струн. орк. (d-moll, 1823); камерные ансамбли — струн. октет (ор. 20, 1825), секстет для фп., скрипки, 2 альтов, влч. и контрабаса (ор. 110, 1824), 2 струн. квинтета (ор. 18, 1826, перераб., 1832; ор. 87, 1845), 7 струн. квартетов (ор. 12, 1829; ор. 13, 1827; No 3, 4, 5, ор. 44, 1837-38; ор. 80, 1847; юнош. квартет, 1823); 3 фп. квартета (ор. 1, 1822, ор. 2, 1823, ор. 3, 1825); 2 фп. трио (ор. 49, 1839; ор. 66, 1845); для скр. и фп. — сонаты (ор. 4, 1825; 1838); для влч. и фп. −2 сонаты (ор. 45, 1838; ор. 58, 1843); для кларнета, бассетгорна и фп. — 2 концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833); для фп. — Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45); Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1824), Каприччио (ор. 5, 1825; 3 каприччио, ор. 33, 1833-35; ор. 118, 1837); 3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; ор. 106, 1827); 3 фантазии (ор. 16, 1829), Шотландская соната (ор. 28, 1833), Серьёзные вариации (ор. 54, 1841), вариации (ор. 82; ор. 83, 1841); 6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-37), этюд (1836); для 2 фп. — Блестящее аллегро (ор. 92, 1841) и др.; для органа — 3 прелюдии и фуги (ор. 37, 1837), 6 сонат (ор. 65, 1839- 1845) и др. (всего 13 произв.); для голоса с фп. — 12 песен, ор. 8 (сл. Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830), 12 песен, ор. 9 (сл. Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829), 6 песен ор. 19-а (сл. Гейне, З. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна, 1830- 1834), 6 песен ор. 34 (сл. Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта, 1834-1837), 6 песен ор. 47 (сл. Гейне, Клингемана, Ленау, Тика, 1839), 6 песен ор. 57 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 — на нар. сл., 1837-41), 6 песен ор. 71 (сл. Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа, 1841-47), 3 песни ор. 84 (сл. Клингемана и др., 1831-39), 6 песен ор. 86 (сл. Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.), 6 песен ор. 99 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др., 1841-45), 2 духовные песни ор. 112, 2 романса на сл. Байрона (1834) и др.; вок. ансамбли — 6 песен для смеш. квартета op. 41 (сл. Гёте, Гейне, Платена, Хёльти), 6 песен для того же состава ор. 48 (сл. Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839), 6 песен для муж. квартета ор. 50 (сл. Гёте, Эйхендорфа и др., 1939-40), 6 песен для смеш. квартета ор. 59 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 1837-43), 6 вок. дуэтов с фп. ор. 63 (сл. Гейне, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена, 1836-44), 3 дуэта с фп. ор. 77 (сл. В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена), 6 песен для смеш. квартета ор. 88 (сл. Э. Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-47), 4 песни для смеш. квартета ор. 100 (сл. Уланда и др., 1839-44), 4 песни для муж. квартета ор. 120 (сл. В. Скотта, Гёте, 1837-47) и др.; для солистов и хора б cappella −3 псалма ор. 78 (1843-44), 6 мотетов для 8-гол. хора ор. 79 (1843-46), 4 песни для 4-гол. муж. хора ор. 75 (сл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844), 4 песни для того же состава ор. 76 (сл. Гейне, Гервега, Фаллерслебена, Штольца), Траурная песня для смеш. хора (ор. 116, 1845) и др.; музыка к драматич. Спектаклям — «Антигона» Софокла (ор. 55, пост. 1841, Потсдам), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (ор. 61, 1842, пост. 1843, там же), «Аталия» Расина (ор. 74, 1843-45, пост. 1845, Берлин), «Эдип в Колоне» Софокла (ор. 93, пост. 1845, Берлин) и др.
Литература:
Ла-Мара, Мендельсон, в сб.: Музыкально-характеристические этюды, пер. с нем., М., 1886; Иванов-Борецкий М., Мендельсон. Биографический очерк, М., 1910; Булычёв В., Разбор оратории Мендельсона «Илия», (М.), 1910; Дамc В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Шуман Р., Избр. статьи о музыке (пер. с нем.), М., 1956, с. 191-221; Штейнпресс Б., Феликс Мендельсон, «СМ», 1959, No 2; Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, пер. с нем., М., 1966; Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 271- 296 и др.
Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Творческий путь Мендельсона →
Симфоническое творчество Мендельсона →
Увертюры Мендельсона →
Оратории Мендельсона →
Фортепианное творчество Мендельсона →
Органное творчество Мендельсона →
Камерно-инструментальное творчество Мендельсона →
Скрипичные сонаты Мендельсона →
Виолончельное творчество Мендельсона →
«Песни без слов» Мендельсона →
Струнные квартеты Мендельсона →