Хореография (от греч. choreia — пляска и grapho — пишу).
1) Запись танца (первоначальное значение).
2) Танц. искусство в целом, во всех его разновидностях (значение термина «хореография» с конца 19 в.). Искусство Х. основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности.
Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластич. интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы Х. Она основана на том, что характерно-выразительные пластич. мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.
Хореография — искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танц. пластики, дающей ей эмоциональную и ритмич. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых вост. и афр. народов, — это уже разновидность музыки. Вместе с тем хореография — зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временнбя, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда — роль костюма, декоративного оформления и др.). Высшая форма хореографии — балет, который одновременно является и разновидностью муз. театра.
Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магич. значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на нар. и профессиональный. Нар. танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танц. пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.). В нём находили выражение чувства народа, особенности нац. характера, отражались разл. стороны его жизни.
Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, разл. состояния человеческого духа. Уже в античности существовал проф. танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С кон. 16 в. начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматич. представлениях мифологич. характера, а в 18 в. выделившийся в самостоят. искусство. На протяжении всей своей истории проф. искусство Х. опиралось на нар. танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.
В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете Х. является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр. См. также Танец, Балет.
Литература: Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.