Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в «танец королей» и стал «королём танцев». Из Франции распространился во все страны Европы, в т. ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I.
Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них — Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах — в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя («Самсон»), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).
У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в «Арлезианке» Бизе, в «Бергамасской сюите» для фп. Дебюсси, у Равеля в «Менуэте на имя Гайдна» и «Античном менуэте»; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.
У рус. композиторов отдельные образцы М. — у Чайковского в сюите «Моцартиана», а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева «Менуэт»; среди произв. сов. композиторов — у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете «Ромео и Джульетта» (танец Джульетты с Парисом).
Литература: Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704; Rameau P., Le Maоtre, а danser, P., 1725; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.
С. П. Панкратов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.