Танец в изобразительном искусстве

Пьер Огюст Ренуар. «Танец в Буживале», 1883

Танец в изобразительном искусстве, нашёл отражение на всех этапах своего истории, развития почти у всех народов. Древнейшие изображения танца в его «синкретической» стадии, ещё неразрывно связанного с магич. ритуалами, можно встретить в наскальных росписях эпохи палеолита (пещера «Трёх братьев», Арьеж, Франция, между 15 — 11 тыс. до н. э.), мезолита («Танец женщин», пещера близ Лериды, Испания), неолита (т. н. «Белая дама» из Тассили в Сахаре, Ауангет, ок. 40 в. до н. э.), росписи на керамике (Месопотамия, ок. 50 в. до н. э., Др. Иран, ок. 40 в. до н. э.), скульптуре (напр., статуэтка танцовщицы из Хараппы, Индия, ок. 25 в. до н. э., рельефы из Др. Вавилона, ок. 23 в. до н. э.) и др. Пластической экспрессией отмечены изображения танца в иск-ве Др. Египта, напр, в рельефах и фресках гробниц 24 — 20 в. до н. э., мелкой пластике и рельефах храмов в Карнаке и Луксоре, сер. 15 в. до н. э., в иск-ве Др. Крита-фрески Кносского дворца (16 в. до н. э.). Многочисленны изображения танцующих в иск-ве Др. Греции-вазопись 7 — 4 вв. до н. э., рельефы, мелкая пластика Танагры, «Танцующая менада» Скопаса (сер. 4 в. до н. э.); в этрусском (рельефы и росписи надгробий 6 — 5 в. до н. э.) и эллинистич. иск-ве, в живописи Др. Рима (напр., фрески «Виллы Мистерий» и «Виллы Цицерона» в Помпеях, 1 в. н. э.).

Изображения танца в искусстве древних цивилизаций — основной (часто единственный) источник сведений о хореографич. культурах разл. эпох и народов. В частности, они позволяют дифференцировать разл. виды танцев в древности (ритуальные, воинственные, пиршественные), проследить процесс профессионализации танц. иск-ва в антич. эпоху, появление пантомимистов и танцовщиков, зарождение сценич. танца.

Это разграничение разл. видов танца ещё более наглядно в раннехристианском иск-ве Европы и Египта, иск-ве Византии и, особенно, иск-ве зап.-европ. средневековья. Изображения жонглёров, шпильманов, разл. куртуазных (рыцарских), бытовых и нар. танцев встречаются в миниатюрах 10 — 15 вв., в гравюре на дереве, скульптуре, монументальной живописи и др.

Начиная с эпохи Возрождения Т. в и.и. фиксирован с возрастающей степенью реалистич. достоверности в передаче танц. движений. Так, изображения народного и бытового танца можно найти в рисунках и гравюрах А. Дюрера («Танцующие крестьяне», 1514), картинах П. Брейгеля Старшего («Крестьянский танец», ок. 1564), Я. Брейгеля Бархатного («Сельский бал»), П. П. Рубенса («Кермесса»), М. Ленена («Танец вина»), Д. Тенирса Младшего, А. ван Остаде и других флам. и голл. мастеров 17 в., в скульптуре; бальный и придворный танец-в картине неизв. итал. мастера «Сад любви» (ок. 1425), илл. к книге Г. Эбрео «Трактат об иск-ве танца» (1463), картине неизв. южногерм. мастера «Аугсбургский родовой танец» (ок. 1500), франц. шпалере 15 в. «Бал дикарей», картинах и гравюрах, изображающих бал при дворе Генриха III (1581), придворный бал в Вене (1560), картине Ф. Клуэ «Бал у герцога де Жуайез», в 18 в. — у А. Ватто, Ж. Б. Патера, Н. Ланкре, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди («Торжественный концерт в Венеции», ок. 1782), П. Лонги («Маскарад в Венеции», «Урок танцев», ок. 1760) и т. д.; сценич. и фигурный (изобразит.) танец-в скульптурных изображениях морескьеров Э. Грассера (ок. 1480), в шпалере из Вестфалии «Свадебное шествие с факельным танцем» (1548), работах Ватто, Ф. Буше («Китайский танец»), гравюрах У. Хогарта, Г. де Сент-Обена и др., нар. танец-в картинах и офортах Ф. Гойи.

Особую линию составляют те изображения, к-рые непосредственно не связаны с к.-л. бытующим видом танца. В них танец представляет собой один из аспектов бытия, максимально абстрагированный от обыденного, напр. мн. изображения «плясок смерти» (13–16 вв.), танцующих путти в горельефах Донателло и Л. делла Роббиа, изображения хороводов блаженных и ангелов у Фра Анджелико, танцующих граций в «Весне» С. Боттичелли (1478), танцующих муз в «Парнасе» А. Мантеньи (1497), а также изображения «Вакханалий» у Тициана, А. Карраччи, Рубенса, Н. Пуссена, а в позднейшее время — изображения танцующих нимф в картинах К. Коро, «Вакханках» К. М. Клодиона, «Танцующих грациях» Ж. Б. Карпо (эта линия прослеживается вплоть до панно «Танец» А. Матисса и др. произв. кон. 19 — нач. 20 вв.).

Изображения танца в 16 — 18 вв. позволяют проследить становление иск-ва балета, переход от фигурного балета кон. 16 в. к классич. танцу (илл. к книге Ф. Карозо «Танцовщик», Венеция, 1581; франц. гравюры «Балет польских послов», 1573; сюита «Комический балет Королевы», 1581; серия офортов Калло, 1616, посвящённая карнавальным празднествам во Флоренции, серии гравюр и рисунков, зафиксировавших спектакли при французском дворе: «Балет освобождения Ринальдо», 1617, «Балет фей Сен-Жерменского леса», 1625, «Балет Четырёх частей света», 1626, «Балет замка Бисетр», 1632, «Балет праздника Вакха», 1651, «Королевский балет Ночи», 1653; рисунки костюмов и декораций Дж. Торелли к «Балету Пелея и Фетиды», 1651; гравюры С. Делла Белла «Мир празднующий», 1661; рисунок Ж. Берена, изображающий сцену из оперы-балета Люлли «Триумф Амура», 1681; гравюра «Большой военный балет в Вене», 1667; иллюстрированный И. Г. Пушнером сборник Г. Ламбранци «Новая и искусная школа театрального танца», Нюрнберг, 1716, и др.).

Иконография выдающихся артистов балета ведёт начало с 16 в.: изображения итал. танцовщиков Ф. Карозо и Ч. Негри, артистов Королевской академии музыки Л. Летанга в исп. танце (гравюра А. Трувена, ок. 1690), м-ль де Шар, Ж. Балона, м-ль Дюфор, М. Т. Сублиньи, м-ль Дематен в опере-балете «Персей» Люлли (1682), картины Н. Ланкре, посвящённые М. Камарго (ок. 1730) и М. Салле, гравюрный портрет Л. Пекура работы Ф. Шерео (ок. 1710), «Ф. Прево в роли Вакханки» Ж. Pay (ок. 1723), рисунки Боке (Ж. Доберваль и мадам Пелен в опере-балете «Танкред» Кампра, 1764), рисунки А. Пена (танцовщицы Б. Кампанини, Реджани и Кошуа, сер. 18 в.) и т. д.

Важным иконография, источником для истории бытового и сценич. танца служат илл. сб. «Наблюдения о парижских модах и обычаях» (Париж, 1801 — 27) и литографии П. Гаварни (1-я пол. 19 в.). Роль литографии для фиксации романтич. балета можно уподобить совр. фотографии. Известны изображения М. Тальони и Ж. Мазилье в «Сильфиде», Ф. Эльслер в балетах «Хромой бес» и «Цыганка», К. Гризи во 2-м акте «Жизели», её же и Л. Петипа в балете «Пери», М. Тальони, Гризи, Ф. Черрито и Л. Гран в «Па-де-катре», Ж. Перро в «Питомице фей», Э. Ливри в балете «Бабочка» и др. Этот изобразит, материал ныне играет большую роль в реконструкции романтич. балета (П. Лакот и др.). С появлением фотографии отображение Т. в и.и. не утратило своего значения. Лучшим из них присущи высокая степень обобщения и концентрации движения, заострения пластич. мотива, передача настроения и образно-психологич. состояния: «Испанский балет» Э. Мане (1862), «Танец в Буживале» (1883), четыре панно «Танец» (1880-е гг.) О. Ренуара, картины, рисунки и скульптуры Э. Дега, посвящённые сценам из балетных спектаклей, репетициям, урокам танца (в частности, в картине «Урок балета», 1874, изображён Ж. Перро), картины, литографии, рисунки и афиши А. де Тулуз-Лотрека 1880 — 90-х гг., запечатлевшие эстрадные танцы, «звёзд» парижского кабаре «Мулен-Руж» Д. Авриль, Ла Гулю, В. Ле Дезоссе, танцовщиц И. Хис, М. Милтон, М. Лендер, а также П. Гогена, Э. Сера, портреты М. Ди Ригардо (1904) и А. Павловой (1909) работы М. Слефогта, рельефы для Театра Елисейских полей Э. А. Бурделя (1912), работы М. Клингера, Ф. Ходлера, Э. Мунка, Э. Кирхнера, Л. Корин-та, Э. Нольде (Мари Вигман, акварель, ок. 1920), О. Дикса, К. ван Донгена, Р. Дюфи, П. Пикассо, Ф. Мессина (скульптурный портрет К. Фраччи, 1977), Дж. Манцу, Г. Кольбе, Э. Ордоньо де Росалеса (скульптуры, посвящённые М. М. Фокину), Т. Ли-Эллиота (изображения М. Фонтейн, Р. Хайтауэр, Л. Ф. Мяс-на, Ф. Аштона) и др.

Богата иконография артистов Л. Фуллер (афиша и. рисунки Тулуз-Лотрека, 1893; скульптуры Ж. Шере, 1893, Т. Ривьера, 1896 — 97, П. Роша, ок. 1900; акварель О. Родена, ок. 1908), А. Дункан (рисунки и картины Г. Крэга, 1905, А. Дюнуайе де Сегонзака, ок. 1910 — 11; акварель и скульптуры Родена, 1900 — 1906, гуаши М. Дени, работы Ф.А. фон Каульбаха, 1902, В. Гросса; скульптуры Бурделя, 1909 — 13, 1927 — 28), В. Нижинского (рисунки и акварели М. Шагала, 1911, Бурделя, О. Кокошки, 1912, Ж. Кокто, 1924; скульптура О. Родена, 1912, Г. Кольбе, 1914), спектаклей Рус. балета Дягилева (работы А. Макке, Л. Кайнера, Э. Оплера, Р. Булла, Дюнуайе де Сегонзака и др.).

Широко представлен Т. в и.и. стран Азии и Дальнего Востока: имеющие сакральный смысл многочисл. изображения танцующего бога Шивы (с 1-х вв. н. э.) в иск-ве Индии, Шри-Ланки и др. стран, фигуры танцующих в иск-ве Гандхары (1 — 3 вв. н. э.), в рельефах из провинции Чэнду (3 в. до н. э.- 3 в. н. э.), пещерных храмов 4 — 6 вв. н. э. (Китай), росписях гробницы Санёнчон в Когурё (Корея, 6 в.), скульптуре храма Боробудур на о. Ява (сер. 8 в.), храмов в Кхаджурахо (Индия, 10 — 12 вв.), храма Ангкор-Ват (Камбоджа, 12 в.), храма в Чакье (Вьетнам, 8 — 10 вв.), во фресках инд. храмов Аджанты (5 — 6 вв.), в инд. миниатюре 12 — 18 вв., в япон. гравюре 17 — 19 вв. и др. Известный «консерватизм» древних танц. культур Востока, сохраняющихся и в 20 в., позволяет судить о высокой степени реализма этих изображений, передающих утончённую пластику и мимику танцовщиков, канонич. систему жестов и поз.

В Др. Руси танцующие скоморохи изображены во фресках Софийского собора в Киеве (11 в.), церкви Успения в Мелетове (15 в.) и др. Многочисленны изображения скоморошьих и нар. танцев в лубке 17 — 19 вв. Рус. гравюра 18 в. запечатлела сцены придворных балов и спектаклей. Художники 18 — 20 вв. также нередко обращались к теме танца: «Портрет Е. И. Нелидовой» Д. Г. Левицкого (1773), акварель «Праздник сбора винограда» К. П. Брюллова (1827), «Вечеринка» И. Е. Репина (1891), «Испанская танцовщица в красном» и иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон» М. А. Врубеля (1890), «Вихрь» Ф. А. Малявина (1906) «Русский балет» К. А. Сомова (1930) и др. Особую группу памятников изобразит, иск-ва, посвящённых артистам балета, составляют портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и И. Якимова (1790), работы Н. И. Аргунова, И. Рубинштейн (1910 — 11), Т. П. Карсавиной (рисунок, 1909), А. П. Павловой (афиша, 1909), работы В. А. Серова. В сов. время к теме балета обращались П. Гончаров (Е. П. Гердт, О. А. Спесивцева, Ф. В. Лопухов, А. И. Чекрыгин), скульптор Е. А. Янсон-Манизер (Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, М. М. Михайлов, К. М. Сергеев, М. М. Плисецкая, A. M. Meccepep, Л. М. Лавровский, О. В. Лепешинская, А. Алонсо, Н. И. Бессмертнова, М. Э. Лиспа), художники A. M. Герасимов («Портрет Лепешинской», 1939), Г. С. Верейский (Дудинская, Уланова), В. М. Орешников (Уланова, А. Я. Шелест), П. Белоусов, В. Шухаев, М. Клион-ский, B. C. Косоруков, Л.П. и О. В. Тихомировы и др.

Т. в и.и. служит материалом для теории и практики хореографич. иск-ва. Так, многообразие запёчатлённых пластич. мотивов позволило М. Эмманюэлю (1896) детально реконструировать хореографию Др. Греции. Первые попытки стилизации др.-егип. танцев (характерных поз) принадежат Ж. Добервалю и М. Гарделю (т.н. «Астральный танец»). С кон. 19 в. такие опыты учащаются (стилизация др.-греч. танцев у Сандрини, Шеналь, В. Цукки). Творч. освоение традиций др.-греч. танца, стремление постичь его дух и создать на этой основе новый, совр. пластич. язык наблюдается у Л. Фуллер, А. Дункан, М. М. Фокина, Л. В. Якобсона («Спартак»); др.-егип. и индийского — у Сент-Махеза, Р. Сен-Дени, Т. Шоуна; средневекового — у С. Лифаря, Якобсона, Л. М. Лавровского («Ромео и Джульетта») и др.

Литература: Королева Э.А., Ранние формы танца, Кишинев, 1977; Emmanuel M., La danse grecque antique d’apres les monuments figures, P., 1896; Der Tanz in der Kunst. Mil einer Einleitung von F. Bohme. Herausgegeben von K. Moreck, Stuttg., 1924; Weege F., Der Tanz in der Antike, Halle/Saale, 1926; Bie O., Der Tanz als Kunstwerk, В., s.d.; Hooreman P., Danseurs a travers les temps, P., 1953; Burian K. v. , Das Ballett. Seine Geschichte in Wort und Bild, Praha, 1963; Farese-Sperken Ch., Der Tanz als Motiv in der bildenden Kunst des 20. Jahrh., [Munch.], 1969; Franzius G., Tanzer und Tanze in der archaischen Vasenmalerei, Gottingen, 1973; Sivaramamurti C., Nataraja in art…, New Dehli, 1974; Lohse-Claus E., Tanz in der Kunst, Lpz., 1974.

В. А. Кулаков
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Акын Национальные культуры
Тюник, тюника Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Ballon, баллон Балет и танец
Аппассионата Термины и понятия
Французский балет Балет и танец
Канцонетта Термины и понятия
Музыкальная эксцентрика Термины и понятия
Хейрономия Термины и понятия
Выворотность Балет и танец
Дутар Национальные культуры
Киевский распев Церковная музыка
Народный танец Термины и понятия

Реклама