Бесконечная мелодия

Категории словаря

«Бесконечная мелодия» (нем. Unendliche Melodie) — термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его музыкального стиля.

О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в «Обращении к друзьям» (1851). Идею «бесконечной мелодии» он обосновал в работе «Музыка будущего» (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип «бесконечной мелодии» был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И. С. Баха, а в инстр. музыке — симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге «Бетховен», 1870).

Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть «Кольца нибелунга» и «Тристан и Изольда») отказывается от внутр. членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. «Бесконечная мелодия» в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров — Траурный марш из «Гибели богов»).

В вокальных партиях принцип «бесконечной мелодии» выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга — без характерных для оперных «номеров» чётких завершений. Фактически под «бесконечной мелодией» у Вагнера подразумевается «бесконечность» (непрерывность) во всей муз. ткани, в т. ч. в гармонии — впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов.

У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное «бесконечной мелодии» (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. развития вызывало критику «бесконечной мелодии», в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.

Литература: Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. с нем., М., 1911, с. 414–418; его же, Бетховен, пер. с нем. В. Коломийцева, М. — СПБ, 1912, с. 84–92; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., Лит. произв. и переписка, т. II, М., 1963, с. 51–53; Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.

Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Вьетнамская музыка Национальные культуры
Реализм в балете Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Чехословацкий балет Балет и танец
Анализ музыкальный Термины и понятия
Брасс-квинтет Термины и понятия
Киргизский балет Балет и танец
Танец Термины и понятия
Дармштадт музыкальный Национальные культуры
Мексиканская музыка Национальные культуры
Пассамеццо Музыкальные жанры
Диапазон Термины и понятия

Реклама