Просодия (от греч. prosodia — акцент, ударение) — в античной грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их «певучесть». Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с «речевой мелодией» выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н. э.), «речевая мелодия» занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, к-рые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия «просодия» является условным. Нек-рые учёные включали в понятие «просодия» любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин «просодия» определённости. В 20 в. он применяется редко.
Литература: Steinthal H., Geschichte der Sprachwissenschaft bei der Griechen und Romern, Tl 1–2, В., 1890, Hildesheim, 1961; Rohlmann E.; Griechische Musikfragmente, Nurnberg, 1960 («Erlanger Beitrage zur Sprach- und Kulturwissenschaft», Bd 8).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.