Teatro Real
Оперное искусство в Испании имеет глубокие корни, и хотя великой традиции в плане создания произведений этого жанра Пиренейское королевство не имеет — весь свой музыкальный талант испанский народ направил на создание совершенно удивительного искусства сарсуэлы, полного зажигательных ритмов и чарующих мелодий, в плане оперы довольствуясь всегда популярными здесь операми близкородственных итальянцев — в испанцах всегда жила искренняя любовь к вокальному искусству: не зря эта земля дала миру выдающихся вокалистов, пожалуй, столь же много, как и Италия. Добавьте к этому, что действие множества опер разворачивается именно на иберийских землях, а в каждом значительном городе Испании, так же как и на Аппенинах, обязательно есть свой оперный театр — и картина будет исчерпывающая: эта южная страна — не менее гостеприимный дом для оперного искусства, нежели Италия, Франция или Германия.
Тем удивительнее судьба столичного оперного театра, никак не вписывающаяся в логику вышеизложенного. Королевский театр Мадрида, или Театр «Реал» (Teatro Real) имеет историю, пожалуй, непохожую ни на один другой оперный дом Европы.
Зная любовь испанцев к опере, не приходится удивляться, что это искусство жило издавна при королевском дворе, а при одной из самых значительных королев Изабелле II на площади её имени, напротив Королевского дворца, было выстроено внушительное здание серого камня — здание Королевской оперы. В этом качестве театр просуществовал три четверти века, на его сцене гастролировали именитые певцы всех национальностей, но в первую очередь прославленные итальянские и испанские вокалисты.
Однако, в 1925 году здание закрыли на реконструкцию, продлившуюся… более сорока лет. Сначала было плохо с финансами в связи с нагрянувшей Великой депрессией, потом революция и гражданская война не давали вспомнить о судьбах великого искусства, затем война вторая мировая, в которой Испания хотя и не участвовала, всё же жила в постоянном ожидании необходимости в неё вступить (как известно, Франко поддерживал Гитлера и Муссолини, и только сохранённый нейтралитет позволил ему пересидеть своих партайгеноссе на вершине власти на добрых тридцать лет). В 1966 году здание всё же открыли, но не как оперный театр, а как концертный зал: суровый каудильо не слишком-то жаловал оперное искусство. Лишь в 1997 году «Реал» вновь обрёл свой изначальный статус — жизнь оперного театра возобновилась.
За прошедшие полтора десятилетия «Реал» активно зарабатывал репутацию столичной оперной сцены. С приходом к власти в нём известного театрального деятеля европейского масштаба Жерара Мортье процесс интеграции в европейское оперное пространство только усилился. Мортье — сторонник режиссёрского театра, но он же — и автор нетривиальных программ на сцене «Реала», инициатор незатёртого репертуара и кооперации с прочими европейскими оперными компаниями. Именно при Мортье в афише «Реала» появилась русская музыка (сегодня здесь идут «Борис Годунов», «Иоланта», «Леди Макбет Мценского уезда»), именно при нём здесь стала часто звучать современная опера. Правда, есть и издержки — мейнстримный репертуар в «Реале» не богат, в особенности не повезло операм Верди и Пуччини: словно вопреки всему миру Мортье хочет развивать «Реал» иначе, идти нетореными тропами…