Королевский театр Мадрида (Театр «Реал»)

Teatro Real

Город
Мадрид
Год основания
1850
Тип
Автор
Королевский театр Мадрида (Театр «Реал») / Teatro Real

Оперное искусство в Испании имеет глубокие корни, и хотя великой традиции в плане создания произведений этого жанра Пиренейское королевство не имеет — весь свой музыкальный талант испанский народ направил на создание совершенно удивительного искусства сарсуэлы, полного зажигательных ритмов и чарующих мелодий, в плане оперы довольствуясь всегда популярными здесь операми близкородственных итальянцев — в испанцах всегда жила искренняя любовь к вокальному искусству: не зря эта земля дала миру выдающихся вокалистов, пожалуй, столь же много, как и Италия. Добавьте к этому, что действие множества опер разворачивается именно на иберийских землях, а в каждом значительном городе Испании, так же как и на Аппенинах, обязательно есть свой оперный театр — и картина будет исчерпывающая: эта южная страна — не менее гостеприимный дом для оперного искусства, нежели Италия, Франция или Германия.

Тем удивительнее судьба столичного оперного театра, никак не вписывающаяся в логику вышеизложенного. Королевский театр Мадрида, или Театр «Реал» (Teatro Real) имеет историю, пожалуй, непохожую ни на один другой оперный дом Европы.

Зная любовь испанцев к опере, не приходится удивляться, что это искусство жило издавна при королевском дворе, а при одной из самых значительных королев Изабелле II на площади её имени, напротив Королевского дворца, было выстроено внушительное здание серого камня — здание Королевской оперы. В этом качестве театр просуществовал три четверти века, на его сцене гастролировали именитые певцы всех национальностей, но в первую очередь прославленные итальянские и испанские вокалисты.

Однако, в 1925 году здание закрыли на реконструкцию, продлившуюся… более сорока лет. Сначала было плохо с финансами в связи с нагрянувшей Великой депрессией, потом революция и гражданская война не давали вспомнить о судьбах великого искусства, затем война вторая мировая, в которой Испания хотя и не участвовала, всё же жила в постоянном ожидании необходимости в неё вступить (как известно, Франко поддерживал Гитлера и Муссолини, и только сохранённый нейтралитет позволил ему пересидеть своих партайгеноссе на вершине власти на добрых тридцать лет). В 1966 году здание всё же открыли, но не как оперный театр, а как концертный зал: суровый каудильо не слишком-то жаловал оперное искусство. Лишь в 1997 году «Реал» вновь обрёл свой изначальный статус — жизнь оперного театра возобновилась.

За прошедшие полтора десятилетия «Реал» активно зарабатывал репутацию столичной оперной сцены. С приходом к власти в нём известного театрального деятеля европейского масштаба Жерара Мортье процесс интеграции в европейское оперное пространство только усилился. Мортье — сторонник режиссёрского театра, но он же — и автор нетривиальных программ на сцене «Реала», инициатор незатёртого репертуара и кооперации с прочими европейскими оперными компаниями. Именно при Мортье в афише «Реала» появилась русская музыка (сегодня здесь идут «Борис Годунов», «Иоланта», «Леди Макбет Мценского уезда»), именно при нём здесь стала часто звучать современная опера. Правда, есть и издержки — мейнстримный репертуар в «Реале» не богат, в особенности не повезло операм Верди и Пуччини: словно вопреки всему миру Мортье хочет развивать «Реал» иначе, идти нетореными тропами…

реклама

вам может быть интересно

Конкурс оперных певцов Елены Образцовой Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Словарные статьи

Оперные театры 06.03.2011 в 18:57

рекомендуем

смотрите также

Реклама