Амстердам музыкальный

Категории словаря
Голландский национальный театр оперы и балета / Dutch Nationale Opera & Ballet

Амстердам (Amsterdam) — столица Нидерландов. Крупнейший центр нидерландской музыкальной культуры. Истоки муз. жизни Амстердама восходят к ср. векам. В 15 в. в Амстердаме существовали церковные коллегии, работали гор. музыканты (т.н. стадпейперы), принимавшие участие в официальных и религ. торжествах. Достигшая высокого уровня хор. культура (в А. работал Я. Обрехт) пришла в упадок в эпоху Реформации (16 в.). С конца 16 в. получила распространение игра на оргбне, развитию к-рой способствовала деятельность Я. П. Свелинка. Органы принадлежали магистрату (старейший орган установлен в 1480), вменявшему в обязанность органистам, помимо церк. службы, периодически устраивать бесплатные концерты для горожан (проводились до 1727). Кроме Я. П. Свелинка и его сына Дирка, в А. работали и др. видные органисты: К. Боскоп (16 в.), А., С. и Я. ван Нордты (17 в.), Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс и Я. Потхолт (18 в.), Д. Брахтхёйсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.). В 17 в. в А. получает популярность игра на карийоне (впервые упоминается в 1561). Наибольшую известность получили талантливые исполнители на карийоне — С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт и X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).

В 17 в. распространяется бытовое музицирование, нотопечатное дело, возникает нац. школа мастеров муз. инструментов. В 1650—1750 вв. А. работали получившие европ. известность скрипич. мастера — X. Якобc, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бауместер, В. Сейде, мастер дух. инструментов Р. Хака. В 18 в. А. становится одним из европ. центров нотоиздательского дела (фирмы Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).

Постановки первых оперных спектаклей, осуществлявшихся гл. обр. силами иностр. трупп, относятся к посл. четверти 17 в.

Наряду с церк. и домашним музицированием в 18 в. утверждается новая форма муз.-обществ. жизни — платные публич. концерты (первые были даны А. Вивальди в 1738).В 1777 организуется конц., науч. и культурное об-во любителей «Богатое заслугами» («Felix meritis», до 1889); при его муз. отделении был создан симф. оркестр; об-во имело конц. зал (на 600 мест), где давались регулярные платные концерты (до 90 в сезон), дирижировали известные голл. композиторы — Б. Рулофс, Й. Ферхюлст и др. На более широкую аудиторию были рассчитаны воскресные симф. концерты об-ва «Музыкальное просвещение» («Eruditio Musica», с 1796). С 1788 по 1855 в А. работал муз. т-р при Франц. муз. и лирич. коллегии (осн. 1781), в конце 18 — нач. 19 вв. — муз. Немецкий т-р. В 18–19 вв. в А. выступали виднейшие зарубежные исполнители, в т. ч. 9-летний В. А. Моцарт с сестрой, позже — сестра его жены, певица А. Ланге-Вебер, дирижёр и пианист Х. Бюлов; с 1732 жил и работал знаменитый итал. скрипач и композитор П. А. Локателли.

В 1-й пол. 19 в. в связи с общим культурным застоем в муз. жизни страны наступил упадок. Оживление началось во 2-й пол. 19 в., чему, в частности, способствовали деятельность об-ва по охране быта музыкантов «Цецилия» (с 1841) и Об-во поощрения музыки (с 1829), к-рое открыло в 1853 муз. школу (первая муз. школа А.- Королевская, работала в 1826–46); деятели этого об-ва содействовали созданию в А. консерватории (1884), а также развитию муз. образования и хор. иск-ва в др. нидерл. городах. В 1875 организуется Корол. объединение нидерландских музыкантов, появляются новые исполнительские коллективы, среди них т.н. Парковый оркестр. В 1883 учреждено завоевавшее мировую известность об-во «Консертгебау» и т.н. Вагнеровское объединение (его концертами до 1919 руководил X. Виотта). В 1880-е гг. возникли первые нидерл. оперные труппы: Голландская опера (1886–1894; рук. Й. Г. де Грот) и Нидерландская опера (1894–1901; рук. К. ван Линден), Национальная опера (1916–23; рук. Г. X. Копман). Их деятельность подготовила почву для создания первого в Нидерландах постоянного оперного т-ра — Амстердамская опера (1941; с 1946 — Нидерландская опера, работает в здании т-ра «Схаубург»).

В 20 в. в А. работают и преподают ведущие нидерл. композиторы: В. Пейпер, С. Дресден, К. Доппер, X. Бадингс, В. Андриссен, Г. Ландре, М. Флотхёйс и др. Создаются новые муз. коллективы — рабочий хор «Голос народа» (нач. 20 в.), мужской хор «Аполлон» (1897- 1954); муз. лицей, нар. муз. школа, публичная муз. б-ка (1912); были организованы: об-ва «Даруем» («Donemus», 1947; для пропаганды и публикации совр. нидерл. музыки) и «Молодёжь и музыка» (1948), ряд муз. выставок и муз. учреждений, имевших важное значение для повышения массовой муз. культуры. Об-во поощрения музыки, Вагнеровское объединение и др. организовали муз. фестивали: Нидерл. муз. фестиваль (1902, 1912), Малеровский фестиваль (1920), Фестиваль франц. музыки (1922), Фестиваль Р. Штрауса (1924), юбилейный фестиваль оркестра «Консертгебау» (1938) и др. С 1948

Амстердам — один из центров проведения ежегодного летнего муз. Голландского фестиваля. В 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде был осн. Амстердамский филармонич. оркестр (его бессменный рук. — дирижёр А. Керсьес). В 1972 гастролировал в СССР.

B. B. Ошис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Нидерландская музыка

реклама

вам может быть интересно

Осло музыкальный Национальные культуры
Мандолина Музыкальные инструменты

Публикации

Коллективы

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Канадский балет Балет и танец
Трио Термины и понятия
Хорал Термины и понятия
Дуда Национальные культуры
Бельгийский балет Балет и танец
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Испанская музыка Национальные культуры
Тоника Термины и понятия
Moderato, модерато Термины и понятия
Реминисценция Термины и понятия

Реклама