«Поругание Лукреции» (англ. The Rape of Lucretia) — опера Бенджамина Бриттена в двух действиях, либретто Р. Данкана по мотивам одноименных поэмы У. Шекспира и драмы А. Обе, а также «Истории Рима от основания города» Тита Ливия.
Премьера: Глайндборн, 12 июля 1946 г., силами артистов, вошедших год спустя в состав труппы «Инглиш опера груп», дирижер Э. Ансерме (К. Ферриер — Лукреция); 2-я редакция — 1947 г.
Римский историк Тацит рассказал историю добродетельной римлянки Лукреции, жены Луция Коллатина, которую обесчестил нашедший приют в ее доме Секст Тарквиний. Лукреция не смогла пережить позор и покончила жизнь самоубийством, открыв перед смертью мужу и отцу предательство Секста. Этот рассказ лег в основу многих произведений мировой литературы, в том числе Шекспира. Обращались к этой теме и оперные композиторы — А. Драги (1675), Р. Кайзер (1705), Г. Маршнер (1827).
Музыка Бриттена носит стилизованный характер, она нарочито приближена к Генделю и Пёрселлу, но облечена в камерную форму. Действие ведут, комментируя его, мужской и женский голоса (подобно античному хору). Музыка пластична, выразительна. Большой эмоциональной силы достигает ламенто Лукреции в финале, предваряющее ее самоубийство. Аскетизм оперы связан не столько с ее камерностью, сколько с трактовкой темы. Осуждая Тарквиния и возвеличивая Лукрецию, автор рассматривает происшедшее как следствие жестокости. Опера завершается выражением надежды на грядущее смягчение нравов, обращенной к небесам мольбой.
А. Гозенпуд
Во все времена на пути творческих людей стоят материальные затруднения, с которыми приходится считаться, но иногда именно они способствую раскрытию новых граней таланта. Бенджамин Бриттен в середине 1940-х гг. не мог рассчитывать на пышные оперные постановки с большим количеством исполнителей, и это привело его к особому жанру — камерной опере. Композитор об этом не жалел — ведь эта область оперного искусства имеет давнюю традицию в Англии (подобные сочинения создавал Генри Пёрселл), а главное — она дает возможность сосредоточить внимание не столько на событиях, сколько на раскрытии внутреннего мира героев, и эта черта жанра казалась Бриттену чрезвычайно привлекательной: «Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологи человека». Такое пристальное внимание к личности композитор считал центральным направлением в искусстве своего времени. Именно человеческая личность — униженная, растоптанная, но сохранившая достоинство вопреки всему — оказывается в центре внимания автора в опере «Поругание Лукреции».
Это произведение Бриттен создал в 1946 г., недавно человечество вышло победителем из схватки с фашизмом — «чудовищем», поправшим само звание человека. Тема противостояния гордой, свободолюбивой личности и жестокого тирана была актуальна как никогда — но такой сюжет можно назвать вечным. Одним из его воплощений стал трагический случай, описанный древнеримским историком Титом Ливием.
Патрицианка Лукреция — супруга военачальника Луция Тарквиния Коллатина — славилась своей красотой и добродетелью. Пленившийся ею Секст Тарквиний — сын царя Тарквиния Гордого — попытался склонить женщину к супружеской измене, но успеха не добился, и тогда он взял Лукрецию силой. Рассказав о случившемся мужу и отцу, несчастная лишила себя жизни, предпочитая смерть бесчестию. Недовольство тиранией Тарквиния Гордого давно уже зрело в Риме, но этот вопиющий случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян — последовало восстание под предводительством Луция Юния Брута, победа которого положила конец царской власти и ознаменовала установление республики. На протяжении веков к этому сюжету обращались Уильям Шекспир, Питер Пауль Рубенс, Георг Фридрих Гендель… Непосредственным источником вдохновения для Бриттена послужила пьеса французского писателя Андре Обе.
«Поругание Лукреции» — опера своеобразная. Ее можно назвать камерной по исполнительскому составу (восемь солистов, хор не участвует), но не по масштабу — продолжительность двухактной композиции достаточно значительна (около двух часов). Среди действующих лиц присутствуют два хора — мужской и женский, но это «хор» в том понимании слова, какое вкладывал в него Шекспир — два солиста (тенор и сопрано). Это рассказчики, чью роль можно сопоставить и с функцией хора в античной трагедии, и с ролью Евангелиста в пассионах. Их роль весьма значительна: высказывания «хоров» обрамляют оба акта, по ходу дела они разъясняют моменты событий, оставшиеся за пределами сценического действия, истолковывают недосказанные мысли персонажей.
Примечательно, что партии действующих лиц-мужчин поручены низким голосам (Коллатин — бас, Тарквиний и Юний — баритоны), а партия Мужского хора — тенору, тем самым композитор подчеркивает «дистанцию» между происходящими событиями и рассказчиками, которые воплощают взгляд современного человека на события древности (среди женских партий такого явного противопоставления нет, поскольку партии героинь поручены разным женским голосам: образ заглавной героини воплощает контральто, ее няньки Бьянки — меццо-сопрано, а служанки Лючии — сопрано). Именно в унисонном звучании «хоров» в начале первого акта появляется гимническая мелодия, играющая в произведении особую роль, неоднократно возникая по ходу действия. Ее строгий ритм и ладовые особенности роднят мелодию со средневековыми хоралами.
Драматургия оперы строится на взаимодействии номерной структуры и сквозного развития. Первое начало преобладает в первом акте с его преимущественно экспозиционными сценами, а также в заключительной сцене оперы, подчеркивая величие происходящего, а второе — в переломным моментах действия. Первая сцена первого акта представляет мужские образы, вторая — женские, их разделяет оркестровый эпизод — «скачка Тарквиния». Вторую сцену завершает небольшой ансамбль, в котором различие чувств персонажей подчеркивается полиладовостью. Драматизм нарастает во втором акте, в начале которого второстепенные персонажи (Коллатин, Юний, Лючия и Бьянка) перевоплощаются в безымянных римлян, чьи голоса слышны за сценой — они возмущаются действиями Тарквиния Гордого. Кульминацией становится пассакалия, следующая за смертью главной героини. В конце оперы в последний раз звучит гимническая тема в исполнении обоих рассказчиков.
Премьера оперы «Поругание Лукреции» состоялась в июле 1946 г. в Глайндборне. В роли Лукреции выступила Кетлин Ферриер (это был сценический дебют певицы), а партии рассказчиков исполнили Питер Пирс и Джоан Кросс.