Бриттен. «Простая симфония»

Simple Symphony, Op. 4

Композитор
Год создания
1934
Жанр
Страна
Англия
Бенджамин Бриттен / Benjamin Britten

Моцартовская одаренность Бенджамина Бриттена (1913–1976) не вызывала сомнений. Пяти лет он начал сочинять музыку. «Я помню свою первую попытку, — рассказывал он спустя много лет, — по всей странице были рассыпаны сотни точек, связанные длинными линиями, красивыми дугами... Дальнейшие мои попытки были больше связаны со звуком. Я начал играть на рояле и писал сложные по гармонии поэмы, каждая не дольше двадцати секунд...» К 14-и годам в его композиторском портфеле, помимо песен и пьес для фортепиано, значились полдюжины струнных квартетов, десяток фортепианных сонат, оратории... Разумеется, не все из этих юношеских опытов впоследствии пощадил композитор. Но когда миновали годы учения в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, который Бриттен окончил как композитор и как пианист, он обратился к своим первым шагам на композиторском поприще. В 1934 году он завершает «Простую симфонию», соч. 4.

В кратком предисловии к партитуре Бриттен сообщает: «„Простая симфония“ создана на материале произведений, написанных композитором в возрасте 9–12 лет... В основном взяты отрывки без изменений, хотя развитие тем во многих местах новое. Партитура для струнного оркестра полностью сделана самим автором». В сносках к каждой части автор указывает источник, откуда заимствована та или иная музыкальная тема. Так уже на первой странице «Неистового бурре» в сонатной форме (бурре — старинный французский танец, наряду с другими танцами вошедший в XVII веке в состав инструментальных сюит) он помечает главную партию: «Из Сюиты № 1 для фортепиано, 1926 г.». Примечание к певучей побочной партии гласит: «Песня 1923 г.». Вторая часть симфонии «Игривое пиццикато» в трехчастной форме обрамляется темой Скерцо для фортепиано 1924 года. Средний раздел (трио) построен на материале Песни 1924 года. Медленная часть цикла «Сентиментальная сарабанда» основана на двух темах — суровой, напоминающей мелодику Генделя, теме из Сюиты № 3 для фортепиано 1925 года и грустном лирическом Вальсе для фортепиано 1923 года. «Веселый финал» заимствует главную тему из Сонаты № 9 для фортепиано 1926 года, а побочную — из Песни 1925 года. В целом, «Простая симфония» Бриттена свидетельствует об овладении молодым композитором оркестровым мышлением, инструментовкой и о вполне самостоятельном претворении классических форм.

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама