Опера Энке «Любовь Яровая»

Композитор
Дата премьеры
25.02.1947
Жанр
Страна
СССР

Опера в 6 картинах; либретто по одноименной пьесе К. Тренева написано К. Треневым и П. Железновым.
Первое представление состоялось 25 февраля 1947 года во Львове.

Действующие лица:

  • Любовь Яровая, учительница, сопрано
  • Михаил Яровой, ее муж, баритон
  • Роман Кошкин, комиссар, бас
  • Швандя, матрос, бас
  • Панова, машинистка, сопрано
  • Полковник Малинин, бас

Первая картина

В роскошном особняке, принадлежавшем ранее местному богачу, расположен ревком одного из южных приморских городов. Здесь в знойный летний день, изнемогая от жары, сидит машинистка Панова. С кипою бумаг появляется матрос Швандя. Панова с пренебрежением, нехотя принимается за работу. Она знает, что белые уже недалеко от города, советские учреждения скоро должны эвакуироваться. Прихода белых Панова ждет с нетерпением. Своих чувств она не может скрыть ни от матроса, ни от учительницы Любови Яровой, пришедшей в ревком по партийному поручению Но Любови Яровой и Шванде сейчас не до машинистки — они заняты организацией партизанского отряда для борьбы с белыми.

После эвакуации в городе должна остаться подпольная организация во главе с председателем ревкома большевиком Кошкиным. Собрание подпольщиков назначается вечером, за городом. Чтобы задержать наступление белых, Кошкин поручает группе работников ревкома взорвать мост. Группу возглавляет комиссар Вихорь — под этим именем скрывается поручик Яровой, муж Любови, тайно пробравшийся в город, чтобы вредить большевикам.

Вторая картина

На площади перед зданием ревкома идет спешная эвакуация, которой руководит Швандя. Прибегает одна из участниц готовившегося взрыва моста с сообщением, что белые зат хватили всех людей. Кроме нее бежать удалось лишь одному Вихорю. Но Швандя не может уже ничего поделать, наступили последние минуты эвакуации. Белые входят в город. Оставшаяся в городе Любовь неожиданно встречает своего мужа. Яровая потрясена — много лет не имела она никаких известий о муже и думала, что он погиб на фронте империалистической войны. Обрадованная встречей с мужем, которого она считает большевиком, Любовь говорит о том,, что не забыла его и продолжает по-прежнему любить. Но действительность тут же открывает ей горькую истину: Любовь узнает, что Яровой — офицер белой армии.

Третья картина

Вечером того же дня в городском парке веселится местная буржуазия. Снуют продавцы газет, папирос, цветов, чистильщики сапог. Среди них — скрывающиеся подпольные работники. Они тайком передают друг другу сообщение о ночном собрании в школе. Там должен быть решен вопрос об освобождении арестованных товарищей, которых на рассвете белые поведут на расстрел. О собрании узнает машинистка Панова и сообщает об этом Михаилу Яровому.

Четвертая картина

Светлой летней ночью, на краю оврага, перед зданием школы собралась группа подпольщиков во главе с Кошкиным. С ними и Любовь Яровая. Кошкин, распределив задания, уходит с товарищами в школу. Любовь остается одна. Она все еще не верит в предательство мужа. Появляется Михаил Яровой. Уверениями в любви он усыпляет подозрительность жены, она сообщает ему о задуманном плане спасения арестованных и просит его помощи. Яровой уходит и вскоре появляется в сопровождении роты белогвардейцев. Они окружают школу, арестовывают тех, кто не успел скрыться. Любовь Яровая в отчаянии — она считает себя виновной в предательстве.

Пятая картина

В глухой местности, на опушке леса, появляются конвойные, сопровождающие арестованного Швандю. Хитростью ему удается выманить оружие у старшего конвоира и связать его. Вместе с перешедшим на сторону красных другим солдатом Швандя убегает в город. По дороге он встречает отряд рабочих и сообщает им, что подпольщики арестованы. Рабочие обещают матросу освободить всех, кого захватили белые.

Шестая картина

На площади перед тем же особняком, где раньше был ревком, а теперь штаб белых,— паника. Красные прорвали фронт. Командир белогвардейцев, полковник Малинин, собирается вместе с Пановой бежать в Париж.

Любовь Яровая снова встречается с мужем. Она требует от него освобождения Кошкина и других подпольщиков. В ответ Яровой задерживает жену и приказывает часовому запереть ее тут же в подвале. Яровой уходит, чтобы успеть расправиться с арестованными. Появляется Швандя, переодетый в форму белого офицера. Он уже знает, что арестована Любовь и приказывает часовому освободить ее. Часовой исполняет приказание офицера, и торжествующий Швандя уводит с собой освобожденную Любовь.

Белые в панике бегут из города. Яровой хочет остаться, чтобы вести подрывную работу. Но рабочий патруль уже напал на его след.

Площадь постепенно заполняется народом. Приходит Кошкин, его окружают рабочие и партизаны. Он сообщает собравшимся радостную весть — белые войска разгромлены, все арестованные спасены. На площади появляются вышедшие из тюрьмы ревкомовцы, с ними Любовь Яровая. Преследуемый патрулем, вбегает Яровой, он умоляет жену спасти его. Любовь приказывает арестовать врага.

В город вступает победоносная Красная Армия. Народ, ликуя, встречает освободителей.

реклама

вам может быть интересно

Альфред Шнитке. «Moz-Art» Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама