Просто симфония

«Виртуозами Москвы» продирижировал худрук Большого театра

Камерный оркестр отличается от симфонического не только составом инструментов и количеством участников, но также совершенно иным типом творческих взаимоотношений между музыкантами и их художественным руководителем. Если симфонический оркестр существует как самостоятельное образование, способное в принципе полноценно функционировать под управлением любого хорошего дирижера, то взаимосвязь камерного оркестра со своим непосредственным идеологом бывает не просто тесной, а подчас неразрывной. Вне его власти коллектив «теряет лицо», утрачивая и неповторимость манеры, и единство ансамблевого дыхания. Зачастую так происходит потому, что камерный оркестр является не столько оркестром для дирижера, сколько оркестром первой скрипки, квартетом в квадрате, продолжением собственного «я» своего создателя, зависимым от этого «я» целиком и полностью.

На первый взгляд кажется, что «Виртуозы Москвы» не исключение — в игре мало какого коллектива столь безошибочно узнается почерк художественного руководителя. И тем не менее оркестр давно и успешно работает и с другими дирижерами, всякий раз удивляя слушателей своей способностью к перевоплощению. Выступление «Виртуозов» под руководством главного дирижера ГАБТа Александра Ведерникова, состоявшееся в Малом зале консерватории, в этом смысле особенно показательно — ведь сотрудничество камерного оркестра и оперно-симфонического дирижера случается не столь уж часто. Представленную программу можно назвать корпоративной: традиционный, но не слишком часто исполняемый репертуар с легким намеком на оперную стилистику — Концерт для гобоя Р. Штрауса (соло А. Уткина) и Зигфрид-идиллия Р. Вагнера в первом отделении и «Сельская симфония» Я. Сибелиуса и «Простая симфония» Б. Бриттена — во втором.

С волевой и эмоционально открытой манерой дирижирования Александра Ведерникова «Виртуозам» удалось сжиться не сразу. Но ко второму отделению удивительная метаморфоза произошла, и музыканты в полной мере сумели продемонстрировать потенциал звучания и драматургические возможности настоящего симфонического оркестра. Кульминацией концерта стала «Простая симфония» Бриттена. Ничуть не утратив неоклассицистского очарования, в интерпретации Александра Ведерникова она обрела совершенно новые краски: крупные звуковые планы, смелые динамические броски в сочетании с безупречно выверенным течением времени сообщили музыке дополнительное драматическое напряжение, высветив в ней совершенно новый и неожиданный содержательный пласт.

Так что прошедший концерт еще раз продемонстрировал, что «Виртуозы Москвы» — коллектив неординарный и постоянно развивающийся. Во всяком случае, трудно представить себе другой камерный оркестр, способный столь умело «притвориться» симфоническим.

Ольга Филиппова

реклама

вам может быть интересно

Новогодние фейерверки Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама