«Виртуозами Москвы» продирижировал худрук Большого театра
Камерный оркестр отличается от симфонического не только составом инструментов и количеством участников, но также совершенно иным типом творческих взаимоотношений между музыкантами и их художественным руководителем. Если симфонический оркестр существует как самостоятельное образование, способное в принципе полноценно функционировать под управлением любого хорошего дирижера, то взаимосвязь камерного оркестра со своим непосредственным идеологом бывает не просто тесной, а подчас неразрывной. Вне его власти коллектив «теряет лицо», утрачивая и неповторимость манеры, и единство ансамблевого дыхания. Зачастую так происходит потому, что камерный оркестр является не столько оркестром для дирижера, сколько оркестром первой скрипки, квартетом в квадрате, продолжением собственного «я» своего создателя, зависимым от этого «я» целиком и полностью.
На первый взгляд кажется, что «Виртуозы Москвы» не исключение — в игре мало какого коллектива столь безошибочно узнается почерк художественного руководителя. И тем не менее оркестр давно и успешно работает и с другими дирижерами, всякий раз удивляя слушателей своей способностью к перевоплощению. Выступление «Виртуозов» под руководством главного дирижера ГАБТа Александра Ведерникова, состоявшееся в Малом зале консерватории, в этом смысле особенно показательно — ведь сотрудничество камерного оркестра и оперно-симфонического дирижера случается не столь уж часто. Представленную программу можно назвать корпоративной: традиционный, но не слишком часто исполняемый репертуар с легким намеком на оперную стилистику — Концерт для гобоя Р. Штрауса (соло А. Уткина) и Зигфрид-идиллия Р. Вагнера в первом отделении и «Сельская симфония» Я. Сибелиуса и «Простая симфония» Б. Бриттена — во втором.
С волевой и эмоционально открытой манерой дирижирования Александра Ведерникова «Виртуозам» удалось сжиться не сразу. Но ко второму отделению удивительная метаморфоза произошла, и музыканты в полной мере сумели продемонстрировать потенциал звучания и драматургические возможности настоящего симфонического оркестра. Кульминацией концерта стала «Простая симфония» Бриттена. Ничуть не утратив неоклассицистского очарования, в интерпретации Александра Ведерникова она обрела совершенно новые краски: крупные звуковые планы, смелые динамические броски в сочетании с безупречно выверенным течением времени сообщили музыке дополнительное драматическое напряжение, высветив в ней совершенно новый и неожиданный содержательный пласт.
Так что прошедший концерт еще раз продемонстрировал, что «Виртуозы Москвы» — коллектив неординарный и постоянно развивающийся. Во всяком случае, трудно представить себе другой камерный оркестр, способный столь умело «притвориться» симфоническим.
Ольга Филиппова