Симфония № 1 ре мажор, «Морская» (англ. A Sea Symphony) — сочинение для большого смешанного хора, оркестра и ударных английского композитора Ральфа Воан-Уильямса (1903—1909).
Ральф Воан-Уильямс – один из самых известных композиторов «английского музыкального Ренессанса» – проявил свой талант во многих жанрах, но наиболее значительными были его достижения в области симфонической музыки. Первый его значительный успех был связан с оркестровой «Фантазией на тему Томаса Таллиса», позднее была написана «Норфолкская рапсодия № 1», изначально задумывавшаяся как симфония, но первое свое сочинение в жанре симфонии композитор завершил в 1909 г., уже после возвращения из Парижа, где он обучался у Мориса Равеля.
Есть нечто общее между тремя первыми симфониями Ральфа Воана-Уильямса: все они имеют программные заглавия («Морская», «Лондонская», «Пасторальная»), а содержание их связано с картинами окружающего мира, но Симфония № 1 ре мажор «Морская» стоит в этом ряду особняком. В ней задействовано вокальное начало в лице смешанного хора и двух солистов – сопрано и баритона. Более того – в произведении нет ни одной части, в которой отсутствовал бы вокал – по сути дела, оно является кантатой, но организация музыкального материала в форме классического четырехчастного симфонического цикла все же дала автору право расценивать свое творений именно как симфонию, а не кантату.
Источником вдохновения при создании «Морской» симфонии послужили стихи Уолта Уитмена. Творчество этого американского поэта-романтика увлекало Ральфа Воана-Уильямса еще в юношеские годы, мысль о музыкальном воплощении его стихов возникла у композитора в 1903 г. Его внимание привлекали все характерные черты поэзии Уитмена – и широта демократических взглядов поэта, выражавшихся в его стихах, и богатство образов, и особая поэтическая манера – предельно выразительная в своей остроте: стихи не имеют рифмы и определенной длины строки, не следуют какому-либо определенному размеру, и все же остаются стихами. Эти особенности стиля Уитмена ставят весьма сложную задачу перед композитором, но в то же время позволяют создавать особенно гибкие, пластичные мелодии.
Тексты для своей Первой симфонии композитор позаимствовал из сборника «Листья травы». Этот поэтический цикл можно без преувеличения назвать трудом всей жизни Уитмена: впервые сборник, содержащий двенадцать стихов, был издан в 1855 г. – но в последующие тридцать семь лет, до самой смерти, поэт включал в него новые стихи, ни одно из последующих изданий тех лет не походило на предыдущие, и наконец, в последнем прижизненном издании сборника было четыре сотни стихов. Сборник, вызывавший много споров и даже насмешек среди современников, со временем был признан одним из самых значительных произведений американской литературы.
Тематика «Листьев травы» разнообразна, поэт находит множество предметов для воспевания – от простой и естественной жизни индейцев до «электрического тела», но Воан-Уильямс избрал для своей симфонии стихи, посвященные морю (цикл «Морские течения»). Выбор темы не случаен: образ моря всегда был близок британцам, в английском фольклоре он занимает такое же место, как образ леса в немецком или «степь широкая» в русском (связь с английской музыкальной традицией проявилась и в использовании хора в симфонии). Произведения, посвященные морю, создавали в то время и другие композиторы Британии: «Морские картины» Эдварда Элгара, «Песни моря» Чарльза Стэнфорда. Впрочем, морская тема в то время привлекала внимание не только английских композиторов – достаточно вспомнить «Море» Клода Дебюсси.
«Морская симфония» – наиболее продолжительная из симфоний Воана-Уильямса (она звучит более часа). В этом произведении композитор не ориентировался на традиции немецкого симфонизма, но воспользовался классической структурой цикла.
Первая часть – «Песня всех морей и всех кораблей» – наделена чертами сонатности, в ней задействован полный исполнительский состав (хор, оркестр и оба солиста).
Часть вторая – «Ночью у моря один» – медленная, лирическое настроение передано сочетанием солирующего баритона и хора с оркестром.
Третья часть – «Волны» – скерцо, это единственный случай в Первой симфонии (и в симфониях Воана-Уильямса вообще), когда композитор использует фольклорные цитаты, обращаясь к морским песням. И вторая, и третья части имеют трехчастную форму.
В финале, в котором использовано стихотворение «Отправимся в Индию», вновь задействованы все исполнители, как и в первой части. В симфонии присутствуют два объединяющих мотива, проходящих через все произведение. Один из них представляет собой сочетание двух аккордов, второй – мелодическая фигура, в которой дуоли сочетаются с триолями.
Симфония № 1 «Морская» была впервые представлена публике в 1910 г. на фестивале в Лидсе, дирижировал сам Воан-Уильямс. Она стала наиболее известной из симфоний композитора и одной из самых исполняемых английских симфоний вообще.