Cello Sonata No. 2 (F-dur), Op. 99
История музыки знает немало примеров, когда источником вдохновения для композитора становилось искусство того или иного исполнителя. Имели место подобные случаи и в творческой биографии Иоганнеса Брамса. В 1884 г., находясь в Мюрццушлаге, композитор встретился с Робертом Хаусманом – прекрасным виолончелистом. С 1879 г. он играл в квартете Йозефа Иоахима, выступал он и сольно, но в XIX столетии репертуар для виолончели еще не отличался ни обширностью, ни разнообразием, и потому не вызывает удивления, что музыкант обратился к Брамсу с просьбой создать какое-либо произведение для него. Желание виолончелиста было исполнено летом 1886 г., которое композитор провел в Швейцарии на озере Тун. Очень плодотворным оказалось для Брамса тунское лето, и одним из сочинений этого периода стала Соната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор.
От предыдущей виолончельной сонаты это сочинение отделено более чем двадцатью годами, многие произведения были созданы за это время, в том числе и четыре симфонии. Соната являет собою образец зрелого стиля Брамса. Ее характеризует симфонический подход к фортепианной партии в сочетании с лирической природой музыкальных образов. В музыкальном языке сонаты проявляется тот мудрый отбор выразительных средств, который присущ зрелым творениям композитора, темы проистекают из одного источника. Соната была издана одновременно с Сонатой для скрипки № 2 ля мажор и Фортепианным трио № 3 до минор, и если скрипичной сонате присуща лиричность, а трио – драматизм, то виолончельная соната исполнена романтического пафоса, и в этом она перекликается с Симфонией № 3. Сонату отличает подлинный симфонический размах: четырехчастный цикл чрезвычайно масштабен, музыкальные мысли значительны, звучание фортепиано подобно оркестру. Такой же яркостью отличается и виолончельная партия, в полной мере раскрывающая все выразительные возможности этого инструмента. Произведение насыщено контрастами, которые проявляются, в частности, в тональных соотношениях между его четырьмя частями: первая часть «колеблется» между основной тональностью – фа-мажором – и одноименным минором, вторая написана в фа-диез мажоре, драматическая напряженность в третьей части подчеркивается до минором, а в финале вновь устанавливается фа-мажор. Соната – в особенности первые три ее части – отличаются исключительным эмоциональным накалом.
В первой части – Allegro vivace – обе основные темы (и главная партия, и побочная), вырастают из одного мотива, состоящего из двух звуков. О главной партии можно сказать, что она не достигает кульминационной точки, а сразу начинается с нее – такого пафоса исполнены решительные широкие ходы-«восклицания», открывающие ее. Тема в своем развитии охватывает и самый высокий, и самый низкий из доступных виолончели регистров. Исполнена страсти и побочная партия.
Относительно второй части – Adagio affettuoso – немецкий музыковед Макс Кальбек высказал предположение, что это медленная часть, некогда исключенная из Сонаты для виолончели и фортепиано № 1 ми минор. Первое проведение углубленно-сосредоточенной темы являет собой замечательный пример «равноправного партнерства» инструментов в ансамбле: мелодию начинает фортепиано, а виолончель поначалу сопровождает ее на пиццикато.
Драматическую вершину сонатного цикла представляет третья часть – Allegro passionate. Это исключительно бурное скерцо выглядело бы естественно в роли финала, но дальнейшее развитие делает неожиданный поворот. Четвертая часть – Allegro molto – отличается несколько меньшей эмоциональной напряженностью, чем три предыдущие. По этой причине даже может показаться, что он не столь закономерно вытекает из предшествующего развития, как финалы других брамсовских произведений, но подобное соотношение частей цикла обладает своей особой содержательной логикой: может быть, романтический герой вынужден «возвратиться на землю»? Финал написан в форме рондо. Тема рефрена имеет песенную природу, ее мягкости и нежности контрастируют эпизоды – суровые, с оттенком маршеобразности.
Сценическая судьба Сонаты для виолончели № 2 фа мажор сложилась не менее удачно, чем у других произведений, созданных летом 1886 г. на озере Тун. В ноябре того же года Роберт Хаусман успешно исполнил сонату. В мировой премьере произведения принимал участие сам Иоганнес Брамс, исполнявший фортепианную партию. Как и другие творения тунского лета, виолончельная соната исполнялась тогда по рукописи – ее публикация состоялась позже. Произведение стало одним из самых совершенных образцов виолончельной сонаты, наметило дальнейшие пути развития жанра и заняло достойное место в репертуаре виолончелистов. Среди ее исполнителей – Пабло Казальс, Пьер Фурнье, Миша Майский, Мстислав Ростропович, Йо-Йо Ма, Жаклин Дю Пре, Марио Брунелло, Офелия Гайяр, Анри Демарке и другие знаменитые музыканты.
Камерно-инструментальное творчество Брамса →