String Quintetes
Количество произведений, созданных Людвигом ван Бетховеном для струнного квинтета, невелико. Не считая утраченного фа-мажорного квинтета, в их число входят два оригинальных произведения, два авторских переложения ансамблевых сочинений, изначально создававшихся для других составов, а также Фугу для струнного квинтета, над которой композитор работал в 1817 г.
Первым опытом Людвига ван Бетховена в этой области стало написание Струнного квинтета ми-бемоль мажор. История его создания известна со слов Фердинанда Риса, ученика композитора. В 1795 г. на одном из концертов, устраивавшихся по пятницам в доме князя Лихновского, Бетховен встретился с графом Аппоньи, который заказал ему струнный квартет. Композитор взялся за выполнение заказа, но вместо квартета написал квинтет. Бетховен использовал музыкальный материал октета для духовых инструментов, созданного им в начале 1790-х гг. в Бонне по заказу архиепископа, однако нельзя сказать, что это было простое переложение октета для другого состава: в первой части – Allegro con brio – имеются существенные отличия во всех разделах сонатной формы, во второй части – Andante – появились новые темы, а в третьей – Minuetto – второе трио, появились новые темы и в финале – Presto. В целом квинтет сохраняет и легкость, и светлый колорит, которые были присущи октету, но его композиционный стиль представляется более зрелым.
В 1801 г. Людвиг ван Бетховен создает Струнный квинтет до мажор для двух скрипок, двух альтов и виолончели, посвященный графу Морицу фон Фрису. Этот богатый банкир заказал композитору не только квинтет, но и две скрипичные сонаты. Кроме того, ему посвящена Симфония № 7. В этом квинтете ярко проявилось пристрастие Бетховена к экспериментам, особенно в области тональных соотношений – таково, например, соотношение тональностей главной и побочной партий (до мажор и ля мажор – тональность, одноименная параллельной), но модуляция кажется такой напряженной, как если бы совершался переход в тональность доминанты. Очень элегантна вторая часть – Adagio, написанная в сонатной форме без разработочного раздела. Часть третья – Scherzo. Allegro – имеет сложную трехчастную форму с трио, но трактуется она оригинально: в первом разделе вторая тема исходит из фигуры аккомпанемента первой, а вместо ее закругления и возврата к первой теме вводится расширенная вариация на том же материале, аналогично строится и трио. В финале – Presto – в главной партии движение шестнадцатых чередуется с «остановками» на четвертях, а в побочной мелодический материал распределяется между первой скрипкой, виолончелью и обоими альтами. В разработке главную роль играет основная фигура главной партии, а также неожиданно появляющийся эпизод Andante с новой ля-мажорной темой.
Публикация до-мажорного струнного квинтета оказалась сопряжена с определенными сложностями: одну копию автор отдал Морицу фон Фрису, другую отправил Лейпцигскому издательству «Breitkopf & Härtel», но Фрис передал свой экземпляр венскому издательству «Artaria». Бетховен попытался добиться, чтобы в Вене квинтет был опубликован не ранее, чем через две недели после публикации в Лейпциге, с этой целью он даже пытался замедлить процесс, внося изменения в корректуры. В результате в венском издании оказалось немало ошибок, делавших его практически бесполезным для исполнителей, что стало причиной судебного разбирательства между издательством и композитором.
Струнный квинтет до минор, созданный в 1817 г., представляет собой переложение одного из фортепианных трио Op. 1, которое Бетховен написал в 1795 г. Это не единственный случай, когда композитор аранжировал собственные произведения для других составов, однако в данном случае переложение осуществил некий композитор, оставшийся неизвестным, но Бетховен внес существенные коррективы и такой вариант представил издательству «Artaria», не возражая, чтобы произведение публиковалось под его именем. Композитор не исключил какого-либо музыкального материала при переработке для струнного квинтета, сохранив всю свежесть и энергию оригинала.
Тогда же – в 1817 г., параллельно с работой над фортепианной Сонатой № 29 («Хаммерклавир») – Бетховен создает Фугу для струнного квинтета ре мажор. Бетховен в то время очень интересовался полифонией и ее высшей формой – фугой. Ре-мажорная фуга для двух скрипок, двух альтов и виолончели, имеет размер 3/8 и исполняется в темпе Allegretto. В первой теме встречаются широкие ходы, однако в целом ее диапазон сравнительно узок.
Примечательно, что эскизы к Фуге для струнного квинтета соседствуют с фрагментами из фуг Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Вероятно, это произведение стало для Бетховена своеобразным экспериментом в контрапунктическом письме, логическим продолжением которого стала в будущем первая часть Квартета № 14.