Международный форум «Балет XXI век» в Красноярске

Ballet XXI Century

Международный форум «Балет XXI век» в Красноярске / Ballet XXI Century

Международный форум «Балет XXI век» – фирменное ноу-хау Красноярского государственного театра оперы и балета, масштабное и основательное творческое детище с точки зрения всех его аспектов: от самóй идеи до организации. Как показывают живые и яркие впечатления очевидца событий двух последних Форумов, на бескрайних сибирских просторах – на берегах Енисея, одной из величайших рек России и мира, – в проведении подобного рода мероприятий, определенно, знают толк и делают это с особым изыском – с небывалой творческой щедростью и художественным вкусом! По историческим меркам сей Форум, традиционно проходящий под патронатом губернатора Красноярского края, – совсем ведь еще молодой, но в мире о нем сегодня знают уже достаточно хорошо. За годы проведения он стал мощным интеллектуальным брендом в сфере культуры и искусства.

В череде разнообразной и насыщенной программы Форума, каждый год посвященной какой-либо выдающейся персоналии в мире балета либо исторической вехе в истории самого балета, главным мероприятием, несомненно, является Международный конкурс балета «Гран-при Сибири». В дни его проведения в Красноярск съезжаются члены жюри (именитые мэтры балетного искусства) и участники со всего мира. Но когда-то I Форум, состоявшийся в 2010 году и посвященный 100-летию Галины Улановой (1910–1998), имел лишь статус всероссийского. II Всероссийский форум, прошедший в 2012 году, был посвящен 85-летию Юрия Григоровича. В 2013 году с вступлением в Международную федерацию балетных конкурсов форум «Балет XXI век» приобрел, наконец, статус международного. После этого конкурс балета в рамках Форума получил свое нынешнее название «Гран-при Сибири» и в новом качестве впервые был проведен в 2014 году.

Темой III Форума «Балет XXI век» два года назад стало «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте наиболее значимого символа русского балета второй половины XIX века. IV Международный форум «Балет XXI век» (7–13 ноября 2016 года) был посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева (1891–1953). Значимость Форума и Международного конкурса балета «Гран-при Сибири», проходящего в рамках Форума, велика, ведь на просторах азиатской части России они – единственные, которые имеют статус международных. Директор конкурса – директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий. Каждые два года Форум проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Красноярского края, Министерства культуры Красноярского края, Администрации города Красноярска и Международной федерации балетных конкурсов (МФБК).

Цель этого важного культурного события – сохранение и развитие традиций русского балета, а также выявление и продвижение перспективных учащихся выпускных классов хореографических учебных заведений и молодых артистов балета России и других стран. Почетный президент жюри конкурса – признанный мэтр отечественной и мировой хореографии Юрий Григорович, народный артист СССР, президент Международного союза деятелей хореографии, президент МФБК, балетмейстер Большого театра России, профессор Московской государственной академии хореографии. В состав жюри на IV Форуме вошли известные представители отечественного и зарубежного балета:

• Брижит Лефевр (Франция), председатель жюри, экс-директор балетной труппы Парижской национальной оперы (1995–2014), хореограф, педагог;
• Вячеслав Гордеев (Россия), народный артист СССР, основатель и художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет»;
• Сергей Бобров (Россия), заслуженный артист России, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, хореограф;
• Микко Ниссинен (США-Финляндия), художественный руководитель Бостонского балета, педагог;
• Валерий Анисимов (Россия), народный артист России, заведующий кафедрой классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии, профессор);
• Андрейс Жагарс (Латвия), режиссер, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра в Российском университете театрального искусства (ГИТИС);
• Елена Андриенко (Россия), заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии балетмейстерского факультета в Российском университете театрального искусства (ГИТИС);
• Сара-Нора Кристева (Болгария), художественный руководитель балетной труппы Софийского театра оперы и балета;
• Турсынбек Нуркалиев (Казахстан), заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, директор балетной труппы театра «Астана Опера»;
• Зейнеп Сунал Саадет (Турция), художественный руководитель Международного фестиваля балета в Бодруме;
• Чжао Рухень (Китай), народная артистка КНР, председатель Союза хореографов КНР, художественный руководитель Национального центра исполнительских искусств в Пекине;
• Сергей Усанов (Россия), ответственный секретарь жюри, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор МФБК, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии.

Терада Мидори и Окава Коя

Основная площадка Форума – Красноярский театр оперы и балета, но в его программе всегда задействованы и другие культурные объекты города. В рамках Форума традиционно проходят выставки и кинопоказы, круглые столы и творческие встречи, научно-практические семинары и конференции (телемосты). Задачей IV Форума явилось переосмысление музыкального и хореографического наследия Прокофьева с позиций театрально-музыкальной эстетики XXI века, и в рамках форума прошли два значимых мероприятия, объединенных одной темой «Год Сергея Прокофьева. Мосты культуры»: в Зале торжеств Красноярской филармонии состоялся научно-практический семинар, а в Информационном центре по атомной энергии Красноярска – круглый стол-телемост между Россией и Францией.

Современные проблемы творчества Прокофьева как необъятного пласта музыкальной культуры XX века участники семинара затрагивали не только в контексте востребованности балетного наследия композитора, но и музыкального театра в целом, а также в контексте значимости его опусов, не предназначенных для театральной сцены. Особое внимание было уделено парижскому балетному творчеству Прокофьева 20–30-х годов прошлого столетия. Наряду с этим участники круглого стола-телемоста сосредоточились на обсуждении значения творчества Прокофьева и обмене опытом работы с его музыкой. В Доме кино состоялся показ документального фильма о Сергее Прокофьеве (из цикла «Гении») режиссера Андрея Кончаловского, в основу которого легли дневниковые записи композитора, изданные в Париже его внуком.

В центральном фойе второго этажа Красноярского театра оперы и балета развернулась выставка «История спектаклей Сергея Прокофьева», подготовленная Государственным центральным музеем им. А.А. Бахрушина (Москва). На основе его фондов, а также фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства (плюс материалов из архива семьи композитора) в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края была представлена небольшая, но интереснейшая выставка «Сергей Прокофьев во Франции». На открытии выставки присутствовала Брижит Лефевр, и на творческую встречу с ней всех собравшихся на вернисаж пригласили после ознакомления с экспозицией: живой непринужденный диалог состоялся в форме вопросов-ответов.

Помимо конкурса балета «Гран-при Сибири» и гала-концерта его дипломантов и лауреатов в практической части Форума всегда традиционно присутствуют и балетные спектакли Красноярского театра оперы и балета, в том числе и премьеры. Говоря о Международном форуме «Балет XXI век» как о крупномасштабном событии в сфере культуры и искусства, необходимо совершить экскурс в историю его балетных премьер. 2010 год – Grand pas из «Пахиты» Минкуса (постановка и новая хореографическая редакция Юрия Ветрова), «Красный мак» Глиэра (постановка и хореография Владимира Васильева), «Весна священная» Стравинского (постановка и хореография Сергея Боброва). 2012 год – «Каменный цветок» Прокофьева (постановка и хореография Юрия Григоровича), «Электра» на музыку Рихарда Штрауса (постановка и хореография Сергея Боброва).

2014 год – «Лебединое озеро» Чайковского (оригинальная идея, постановка и новая хореография Сергея Боброва). 2016 год – новая хореографическая редакция сюиты из балета «Золушка» Прокофьева (постановка 2007 года Сергея Боброва). А открылся IV Форум показом его же оригинальной хореографической версии балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» (2005). В один из вечеров вместе с сюитой из «Золушки» был показан и первый акт балета «Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама