Samara Opera and Ballet Theatre
Значительную роль в культурной жизни Самары играет академический театр оперы и балета. Это один из крупнейших театров в России. Он начал свою биографию в 1931 г., открыв первый сезон оперой М.Мусоргского «Борис Годунов».
Важнейшим моментом, определяющим профессиональное лицо того или иного коллектива, является его отношение к традиции. Постановка классики — экзамен, испытание, на котором проверяется творческий потенциал театра.
Основу репертуара Самарского (в прошлом Куйбышевского) академического театра оперы и балета всегда составляли произведения мировой оперной и балетной классики.
С афиши театра почти не исчезали гениальные оперы М.Глинки и А.Даргомыжского, М.Мусоргского и А.Бородина, Н.Римского-Корсакова и П.Чайковского, Дж. Верди и Дж. Россини, Ж. Бизе и Ш.Гуно, Г.Доницетти и Дж. Пуччини; шедевры хореографического наследия Ж.Перро, М.Петипа, Л.Иванова,А.Горского,М.Фокина,Р.Захарова.
В то же время, Самарский оперный с первых лет своей работы взял курс на расширение репертуарных границ, представляя зрителям новые, мало известные или незаслуженно забытые спектакли.
Экспериментаторская традиция нашла воплощение в первых в стране постановках опер: «Степь» А.Эйхенвальда, «Таня» Г.Крейтнера, «Сердце тайги» Л.Книппера, «Улица дель Корно» К.Молчанова, «Иван Шадрин» В.Дехтерева, «Памятник» Ю.Левитина, «Гроза» В.Пушкова, «Укрощение строптивой» В.Шебалина.
Благодаря Самарскому театру сценическую жизнь вновь обрели: «Купец Калашников» А.Рубинштейна, «Поцелуй» Б.Сметаны, «Симон Бокканегра», «Эрнани», «Макбет» Дж.Верди, «Миньон» А.Тома, «Почтальон из Лонжюмо» А.Адана, «Тайный брак» Д.Чимарозы, «Медея» Л.Керубини, «Страшный двор» С.Монюшко, «Соловей» И.Стравинского, «Маддалена» С.Прокофьева, «Сервилия» Н.Римского-Корсакова, «Черевички» П.Чайковского, «Карлик» А.фон Цемлинского, «Елка» В.Ребикова, «Арлекино» Ф.Бузони. а сцене Самарского театра оперы и балета впервые родились новые балеты: «Легенда о любви» Г.Крейтнера, «Читра» Р.Тагора, «Утес»«, «Возвращение» Э.Лазарева,создана собственная версия балета «Снегурочка» П. Чайковского, «Помните!» А.Эшпая, «Щелкунчик» П.Чайковского (музыкальная постановка выдающегося дирижёра Г.Проваторова), «Поэма двух сердец» А.Меликова, «Ромео и Юлия» Г.Берлиоза, «Скифская сюита» С.Прокофьева, «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина (балетмейстер, народный артист России Игорь Чернышёв)...
Самарский академический театр оперы и балета связывает многолетняя творческая дружба с современными композиторами: Тихоном Хренниковым — опера «В бурю» (1940), балеты: «Любовью за любовь» (1977), «Гусарская баллада» (1980), комическая опера «Доротея» (1984); Андреем Петровым — опера «Пётр Первый» (1978), Андреем Эшпаем — балеты «Ангара» (1977), «Помните!» (1981), Марином Големиновым — опера «Ивайло» (1979), поставленная талантливым болгарским дирижёром Д.Димитровым.
В Самаре получили сценическое воплощение все масштабные оперы Сергея Слонимского: «Виринея» (1967), «Мария Стюарт» (мировая премьера, 1980), «Гамлет» (1993). В феврале 1999 года в театре состоялась мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного», ставшая ярчайшим событием музыкально-театральной жизни Самары последних лет. В её постановке приняли участие выдающиеся Мастера отечественного искусства: Мстислав Ростропович, Роберт Стуруа, Георгий Алекси-Месхишвили, Алла Сигалова. Рецензенты высказывали разные, подчас полярно противоположные мнения о спектакле (всего в российской прессе «Видениям» было посвящено более 100 статей), но все без исключения отметили высокий профессионализм самарских артистов.
Самарский оперный дорожит творческими контактами с академическим Большим театром России. С именами талантливых деятелей Большого — режиссёра Иосифа Лапицкого и балетмейстера Александра Томского, связаны первые успехи молодого Куйбышевского театра.
Особая, памятная страница в истории нашего города, в биографии театра — работа на его сцене в годы Великой Отечественной войны труппы академического Большого театра Союза ССР (октябрь 1941 — сентябрь 1943). В составе эвакуированной труппы (500 человек) работали блестящие мастера: дирижеры С.Самосуд, В.Небольсин, А.Мелик-Пашаев, Ю.Файер, балетмейстер Р.Захаров, художник П.Вильямс, певцы В.Барсова, Г.Жуковская, М.Максакова, Н.Шпиллер, И.Козловский, М.Михайлов, А.Пирогов, М.Рейзен, танцовщики О.Лепешинская, А.Мессерер, П.Гусев, В.Преображенский, И.Тихомирнова и мн.др. В афише были «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность».
Творчество звёздной плеяды ГАБТа оказало огромное художественное влияние на молодой волжский коллектив. Неоценима творческая и консультативная помощь, оказанная Куйбышевской опере.
5 марта 1942 г. — памятная дата в истории мировой музыкальной культуры: в стенах Куйбышевского театра в исполнении оркестра ГАБТа под управлением дирижёра С.Самосуда впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Шостаковича.
Творческие связи объединяют наши театры и поныне. Эхом тех лет можно назвать фестивали искусств «Звёзды Большого театра в Самаре»,посвящённые праздникам 50-летия и 60-летия Великой Победы. В разные годы его участниками были: Елена Образцова, Зураб Соткилава, Нина Семизорова, Александр Ветров, Надежда Грачева, Андрей Уваров, Галина Степаненко, Юрий Клевцов, Михаил Казаков, Татьяна Ерастова, Ирина Долженко, Мария Александрова, Александр Верерников и др.
Балетная труппа театра (основана в 1933 г.) своими корнями неразрывно связана с петербургской школой классического танца, славящейся во всём мире наиболее точным и полным сохранением традиций балетного академизма. Не случайно, в течение всей истории руководство Самарским балетом осуществляли исключительно петербуржцы: ученица А.Вагановой, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии им. Дж. Неру Наталия Данилова (с 1940 по 1967 гг.); непревзойдённая танцовщица, балетмейстер, педагог — народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР Алла Шелест (с 1970 по 1973гг.); ярчайший балетмейстер современности, народный артист России Игорь Чернышёв (с 1976 по 1995 гг.). С 1997 г. Самарский балет возглавляет народный артист СССР, обладатель премии Парижской академии танца, профессор Никита Долгушин. За время работы с коллективом театра им осуществлены постановки «Эсмеральды» Ц.Пуни (1997), триптиха «Русский балет серебряного века», включающего хореографические шедевры Михаила Фокина: «Жар-птицу» И.Стравинского, «Сильфиды» на музыку Ф.Шопена, «Павильон Армиды» Н.Черепнина (1999) и балета «Спящая красавица» П.Чайковского (2000), великолепно оформленного известным парижским художником, коллекционером, историком моды Александром Васильевым, «Дон Кихот» Л. Минкуса (2004).
Самарский академический театр оперы и балета имеет солидную гастрольную географию, охватывающую около 50-ти городов России, ближнего и дальнего зарубежья Болгария, Испания, Италия, Германия.
Насыщена фестивальная жизнь театра. Доброй традицией стали фестиваль классического балета «Имени Аллы Шелест» и фестиваль оперного искусства «Самарская весна».
Театр — это прежде всего актёры. Сегодня мы вспоминаем тех, чьи творческие судьбы навсегда переплелись с судьбой Самарского оперного. Это дирижеры: А. Эйхенвальд, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТаССР С.Бергольц, заслуженный деятель искусств РСФСР И. Айзикович,народный артист России Л.Оссовский; режиссеры: И.Просторов, А.Пикар, С.Штейн, заслуженный артист МССР Г.Геловани, заслуженный деятель искусств России и Казахстана Б.Рябикин, художники: М.Мурзин, Б.Эрбштейн, хормейстеры: В.Кропивницкий, заслуженный артист БССР А.Бельский, И.Мертенс, В.Мертенс..
Навсегда вписаны в историю театра имена талантливых певцов: П.Агеевой, О.Петрусенко, Н. Шпиллер, А.Алмазова, К.Дорожинского, заслуженных артистов РСФСР А.Дольского, О.Волох, В.Денисенко, И.Зотова, С.Шевцова-Пронского, В.Шахновского, В.Соловьёва, К.Тарасова, В.Никитиной, Н.Коваленко, Б.Чуфарова, Г.Белоцерковской, Я.Иванова, Л.Левченко, Л.Мартыновой; Н.Сухова, П.Конышева, А.Бельмесова, А.Серпер, О.Слюсаренко, В.Афанасьева, П.Губской, заслуженных артистов РСФСР В.Капишникова, С.Бондаренко, И.Николаевой, С.Чумаковой, В.Черноморцева, Н.Полуденного, В.Навротского, Л.Тедтоевой, П.Татарова и многих других...
Неоценим вклад в становление Самарского балета заслуженных артистов РСФСР Л.Статкевич, В.Сергеева, Н.Щеголева; В.Лубенец, В.Кирпичниковой, Л.Медведевой, С.Россет, К.Гавриловой, Б.Гоман, С.Серовой, В.Григорьева, Э.Григорьевой, З.Никулиной, В.Капишниковой, Т.Надыровой, Т.Сергеевой... Блистательное созвездие балета 70-90-х — это заслуженные артисты России Е.Брижинская, Г.Акачёнок, О.Гимадеева, Н.Гимадеев, В.Пономаренко, Н.Шикарева, М.Козловский, В.Тимофеев; С.Воробьев...
Художественные поиски и достижения театра невозможны без сотворчества всех коллективов: оркестра, хора, балета, работников художественно-постановочных цехов и административного аппарата.
Ныне театр возглавляют: генеральный директор — заслуженный работник культуры России Наталья Глухова; главный дирижер и художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь Александр Анисимов; художественный руководитель балетной труппы — заслуженный артист России Кирилл Шморгонер; главный хормейстер — Ольга Сафронова; главный художник — Елена Соловьева.
В настоящее время в оперной труппе театра — признанные мастера сцены: народный артист России Анатолий Пономаренко; заслуженные артисты России: народная артистка Республики Кыргызстан Валентина Анохина, Евгения Тенякова, Валерий Бондарев, Александр Бобыкин, Василий Святкин, Сергей Шамшин, Андрей Антонов.
Самарский балет представляют: заслуженные артисты России Марина Дворянчикова и Алексей Турдиев; ведущие солисты: Екатерина Первушина, Виктор Мулыгин, Ксения Овчинникова, Дмитрий Пономарев, Дмитрий Голубев, Алексей Савин, Анастасия Тетченко, Диана Гимадеева, Марина Накадзима, Ульяна Шибанова, Александр Петриченко, Михаил Зиновьев и др. С танцовщиками работают педагоги-репетиторы, в недавнем прошлом — ведущие солисты театра: заслуженная артистка России Валентина Пономаренко, заслуженный артист России Геннадий Акаченок, заслуженная артистка России Ольга Бараховская, заслуженная артистка России Елена Каменская, заслуженная артистка России Ольга Гимадеева.
Самарский оперный всегда славился талантливой труппой солистов, коллективами балета, хора и оркестра. А значит, впереди у театра новые открытия, новые интересные спектакли.