Брюссель (франц. Bruxelles, флам. Brussel) — столица Бельгии. Б. был одним из наиболее муз. городов ср.-век. Европы. С 14 в. в Б. существовало Братство инстр. музыкантов. В 1431 герцог бургундский Филипп осн. т. н. Бургундскую капеллу, позже получившую название Королевской. Наибольшего расцвета капелла достигла при Карле Лотарингском (1744–1781), когда её возглавлял де Кроc. Получило распространение церк. хор. пение (в соборах Нотр-Дам-дю-Саблон, Сен-Жак и Сент-Гюдюль).
Наибольшую известность приобрела капелла Сент-Гюдюль, созданная ещё в 15 в. Исполнительское иск-во певцов и музыкантов Сент-Гюдюль достигло высокого художественного уровня под рук. Т. ван дер Хорста, возглавлявшего капеллу в 1604–39, и его преемника Ж. Тишона (1639–60). Певцы и музыканты Королевской капеллы и церкви Сент-Гюдюль неоднократно выступали совместно при дворе и в соборе. В 17 в. начинает складываться муз. т-р. В 1650 была пост. опера придв. комп. Дж. Дзампони «Улисс на острове Цирцеи». Во 2-й пол. 17 в. спектакли давались в спец. зале, отведённом для театр. представлений, с конца 17 в. шли только оперы и балеты.
Важным этапом в развитии муз. жизни Б. явилось открытие в 1700 т-ра «Де ла Монне», спектакли к-рого могли посещать только придворные. На протяжении полутора столетий в т-ре, осн. Дж. Бомбардой, показывали как драм., так и муз. спектакли. В сер. 18 в. т-р возглавлял Ш. Фавар. Оперная труппа отличалась высоким художеств. и проф. мастерством. Чаще других ставились оперы франц. композиторов: П. Монсиньи, Ж. Филидора, А. Гретри, Ф. Госсека. В конце 18 в. репертуар пополнился произв. К. В. Глюка, Д. Чимарозы, Н. Пиччинни.
В 1823 в Б. была осн. Королевская школа пения (до этого существовали только церк. школы — метризы). В 1832 школа, преобразованная в консерваторию, заняла ведущее место среди др. консерваторий Бельгии. В 19 в. Консерваторию возглавляли крупные музыканты: Ф. Ж. Фетис (1833–71), Ф. О. Геварт (1871–1908), Э. Тинель (1908–12), под руководством к-рых она приобрела европ. известность. Здесь преподавали выдающиеся музыканты: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи. По инициативе Геварта при консерватории организовано Концертное об-во, дававшее регулярные концерты. В репертуаре были ораториальные произв. Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, К. В. Глюка. С 1865 ежегодно проходили циклы популярных концертов классич. музыки, осн. дирижёром А. Самуэлем. В качестве дирижёров здесь выступали А. Вьётан, Ж. Дюпон, Ф. Рюльман, а также мн. гастролёры, в т. ч. Н. А. Римский-Корсаков, Э. Григ, X. Рихтер, Р. Штраус, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер и др. В сер. 19 в. конц. деятельность вела также Ассоциация артистов-музыкантов. В 1884 осн. квартет Изаи, завоевавший мировую известность. С 1885 Л. де Мерси-Аржанто устраивала в Б. «Русские концерты»; в 1884–93 существовало конц. об-во «Кружок XX»; в 1894 осн. оркестр Общества концертов Изаи, регулярно выступавший до 1923. В 19 в. расширилась деятельность т-ра «Де ла Монне», с 1855 ставившего оперные и балетные спектакли. После 1-й мировой войны одним из главных муз. центров Б. становится Дворец изящных иск-в, сооружённый, но инициативе А. Ле Бёфа (1922). С тех пор основные симф. концерты и выступления известных артистов проходят в залах дворца. В 1927 Ле Бёф основал также Филармонич. об-во Б., в 1930 преобразованное в об-во «Популярные концерты», к-рое начало вести регулярную конц. работу, пропагандируя гл. обр. музыку 20 в. Филармонич. об-во и консерватория совместно организуют ежегодные циклы Молодёжных концертов.
В 40-60-е гг. 20 в. ведущее положение в конц. жизни Б. занимает осн. в 1936 первый проф. гос. оркестр — Национальный оркестр Бельгии. Постоянную конц. деятельность ведёт также Большой симфонический оркестр Национального института радиовещания; ин-т обладает собственным камерным оркестром, хором и солистами, выступающими как по радио, так и в открытых концертах. Помимо об-ва «Популярные концерты», Корол. консерватории и Филармонич. об-ва, в Б. работают также др. конц. организации, в т. ч. об-во концертов Э. Изаи, Ассоциация популярных спектаклей и концертов, Интернациональное бюро концертов, Бельг. центр междунар. культурного обмена. Важное значение для пропаганды камерной музыки, гл. обр. старинной, имеет деятельность общества «Про музика антиква», осн. дирижёром С. Кейпе.
С сер. 20 в. в Б. систематически проводятся международные муз. конкурсы, к-рым положили начало конкурсы пианистов и скрипачей им. Э. Изаи, проведённые в 1937–38. Эта традиция была продолжена основанными в 1950 конкурсами им. королевы Елизаветы для пианистов, скрипачей и композиторов. С 1962 проводится конкурс вокалистов, организуемый об-вом «Друзья Моцарта».
Б. сохраняет положение одного из ведущих центров муз.-театр. иск-ва Европы. Корол. т-р «Де ла Монне» имеет большую труппу, даёт спектакли не только на осн. сцене, но и в здании цирка, где ставятся грандиозные оперные галб-представления и спектакли хореографич. труппы «Балет XX века», основанной и руководимой М. Бежаром. В 1968 при т-ре открылась также малая сцена, предназначенная для постановок произв. старинного и совр. камерного репертуара. В Корол. консерватории насчитывается ок. 800 студентов и 90 педагогов. Консерватория существует за счёт субсидий, получаемых от правительства, провинциальных и гор. властей. Помимо консерватории, в Б. работают также частные муз. школы, именуемые академиями музыки или консерваториями. В Брюссельском ун-те существует кафедра музыковедения.
В Б. сосредоточены муз. организации: Нац. музыкальный к-т при правительстве страны, Нац. об-во композиторов и Бельгийское об-во музыковедения (осн. в 1946), а также общество Музыкальная молодёжь Бельгии. Главными хранилищами муз. книг, нот и рукописей в Б. являются б-ки консерватории и Королевская. При консерватории имеется также Музей муз. инструментов, основанный В. Маийоном.
Л. Г. Григорьев, Я. M. Платек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.