Вы знаете, как важен, серьезен и необходим людям обряд погребения близких. Во всех странах и во все времена люди стараются, чтобы на похоронах звучала музыка. Траурный марш на улице, отпевание в церкви. В этом и горе тех, кто остается жить, и сочувствие тем, кто уже ушел в неизведанный путь, и благодарность им за их жизнь и труды, и память о них, и какое-то невольное чувство вины перед теми, кого мы пережили.
У каждого народа свои обряды похорон. Обычно они прямо связаны с религией. О древнейших похоронных причитаниях известно еще из древнеегипетских папирусов. Причитания, плачи, вопли, выкрики исполняются специальными людьми, которые умеют это делать лучше других, наиболее искренно. У большинства народов причитания исполняются женщинами — соло, хором или поются попеременно.
Плачи звучат не только на похоронах. В русский свадебный обряд, например, входит трагическая сцена прощания невесты с родителями. Не обходится без плакальщиц и осмысление народных бед, неурожая, стихийных бедствий, болезней, голода. Оплакивали вопленицы и рекрутские наборы, провожая юношей на четвертьвековую службу в царской армии.
Плакальщиц всегда специально приглашали. Их искусство требует эмоциональности, актерских данных и музыкальности. Интонации плачей-причетов общечеловечески понятны и сходны у разных народов. Поэтому, когда профессиональные композиторы их используют в своей музыке, они распознаются и чувствуются всеми людьми безошибочно.
Плач вошел в профессиональную музыку и как самостоятельный жанр. Так, в операх XVIII века, основанных на греческой мифологии, часто встречается Плач Ариадны, покинутой спасенным ею Тесеем. А. П. Бородин включил в свою оперу Князь Игорь Плач Ярославны. Жанр плача используется и современными композиторами. Так, выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий создал грандиозный Трен памяти жертв Хиросимы для 52-х струнных инструментов («трен» по-польски — плач).
М. Г. Рыцарева