Припев — вторая часть куплетной песни типа «запев — припев». В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение «соло-хор» наложило отпечаток на само строение П. — его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. чёткость. Нередко отмечается преобладание индивидуализированного, «личного» начала в запеве и обобщённого в П. Часто текст П. представляет собой выражение общей идеи, лозунг, обращение, особенно в революц. и массовых песнях; в этом случае мелодии свойственны черты декламационности, в ней используются интонации клича, призыва. П. выделяет неизменность текста, превращающая его в смысловой центр произведения. Во мн. случаях П. повторяется, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев — припев» переносится и в инстр. музыку — возникает 2-частная форма, 2-я часть к-рой нередко также повторяется. П. как нечто неизменное, устойчивое становится постоянно повторяемой темой, рефреном. В итоге возникает рондо или рондообразная форма, а в др. случаях — лейттематизм (см. Лейтмотив).
Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 172; Головинский Г., Куплетная, вариационная форма и форма рондо, М., 1962.
В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.