Бирманский классический танец
Истоки бирманского танца — в глубокой древности. Сведений о раннем этапе его развития не существует. Известно лишь, что здесь, как и в ряде др. стран Юго-Вост. Азии, анимистич. культ предков породил особый вид ритуального обряда — нат-пве, включающий декламацию и танцы (изредка исполняются в Бирме совр. танцовщиками, возрождающими древнее танц. искусство). Были распространены разл. виды нар. танца, пантомимы, ритуальные шествия и др. Формирование бирм. государства Паган (сер. 11 в.) привело к общему расцвету искусства, в т. ч. музыки, танца, разл. жанров театра, связанных с буддийской культурой.
Дальнейшее развитие бирм. театра резко замедлилось в связи с завоеванием в кон. 13 в. Пагана монг. ордами и непрекращавшимися до 2-й пол. 18 в. междоусобными войнами. В 15 в. получил распространение «нибаткинг» — особый вид нар. театр. представления, соединявшего танец, музыку, пение, декламацию и пантомиму (в неск. изменённом виде «нибаткинг» сохранился в совр. Бирме). В «нибаткинге», осн. на сказочных и религиозных сюжетах, преобладает зрелищное, живописное начало, свойственное бирманскому фольклору.
В кон. 18 в. развивались придворные театр. представления «нандвинза» — танц. драма в масках, осн. содержание которой составляли эпизоды, почерпнутые из «Рамаяны» (отсюда другое её название — «Рамаиза») и др. классич. произв. эпоса Индии и стран Юго-Вост. Азии. Танец в «нибаткинге» и «нандвинзе» — классич. образец бирманской хореографич. культуры; он представляет собой синтез бирм. нар. традиций таиландского танца, проникшего в Бирму в 70-х гг. 18 в., и, возможно, европ. танца, воспринятого от англ. колонистов.
Представления «нандвинза» обычно происходили во внутридворцовых помещениях или на открытых террасах, на фоне окружающего пейзажа. Танц. драмы «нибаткинг» разыгрывались на площадях, во время ярмарок, близ храмов или на лужайках, где зрители могли располагаться прямо на земле. Спектакли проходили в сопровождении нац. оркестра «сайн вайн», состоящего из разнообразных инструментов — струнных, духовых и обширной группы ударных.
Музыка в этих представлениях играла важную организующую роль и исполнение её (в тех или иных эпизодах драмы) было строго регламентировано. В придворных спектаклях уделялось большое внимание костюмам и маскам, традиционно соответствующим каждому персонажу. Осн. позиции сближают бирманский танец с танцем соседних стран — Кампучии, Лаоса, Таиланда: характерная асимметричность в постановке торса, отведённые в стороны локти, плавные движения кистей рук с резко отогнутыми назад пальцами, сильная выворотность согнутых в коленях ног, особенности мимики и т. д.
С установлением британского господства в Бирме (1885) театр и танц. искусство пришли в упадок. Возрождение классич. танцевального наследия началось после провозглашения независимости (1948). Для сохранения и пропаганды его создана Гос. школа музыки и драмы в Рангуне и Школа изящных искусств в Мандалае. В них, наряду с бирманскими, изучаются и европ. классич. и совр. танцы. Организован Ансамбль бирманского нар. танца (в 1972 гастролировал в СССР). В совр. Бирме проводятся разл. муз. фестивали, приуроченные к ежегодным буддийским храмовым праздникам, во время которых труппы, исполняющие танцевальные драмы в жанре «нибаткинг», дают свои представления близ знаменитого храмового комплекса Шуэдагоун в Рангуне.
B. M. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.