Иранский балет
Танец был распространён на территории Ирана в глубокой древности. Ритуальные танцы входили в состав театрализованных мистерий уже в эпоху Ахеменидов (6 — 4 вв. до н. э.): проф. танцовщики выступали при дворе Артаксерксов (5 в. до н. э.), сохранились сведения о танцах, исполнявшихся в честь Александра Македонского (4 в. до н. э.). В эпоху Сасанидов (3 — 7 вв.) при дворах и храмах были проф. танцовщицы. Даже после арабского завоевания (7 в.) и введения ислама, когда были запрещены публичные выступления женщин, танц. иск-во продолжало развиваться.
Насчитывается восемь разновидностей нац. иран. танцев. Классич. танец подчинён строгим правилам; он основывается на особом движении ног («моджпа» — волна ног) и особом положении корпуса с опорой на бёдра. На этом разработано семь основных разновидностей движений, для освоения к-рых требуется длительная проф. подготовка. Др. виды танцев: пантомимные, религиозные (напр., вращательные танцы дервишей Мовлеви), военные, акробатич. (в т. ч. на проволоке), эротич., гротесковые (в масках и без них), а также группа разнообразных нар. танцев. Существуют ансамбли, к-рые демонстрируют нац. танцы, например «Иранские танцовщики Махалли» (работает в Тегеране на основе школы, организованной в 1971 Р. и Ж. де Уорренами).
Европ. балет начал развиваться в Иране в кон. 50-х гг. 20 в. под англ. влиянием. В 1955 Н. Ахмедзаде организовала в Тегеране, по поручению Министерства культуры и искусств, Академию танца, где обучали гл. обр. нац. танцам, а приглашённый ею амер. балетм. У. Доллар создал и отделение классич. танца. В 1958 в Тегеран была приглашена Н. де Валуа, а затем для преподавания и пост, балетов — Э. Кок, М. Золан, С. Вейн и М. Инглиш.
В 1967 труппу, получившую название Иранский национальный балет, возглавил Р. де Уоррен. Этот коллектив начал выступать в новом здании Рудаки-холл, прима-балериной труппы была Н. Ахмедзаде, к-рая возглавила её в 1971, когда Уоррен занялся изучением нац. танца. В 60-х гг. в репертуаре труппы были постановки балетмейстеров: М. М. Фокина-«Жар-птица» и «Видение розы»; Дж. Баланчина-«Симфония до-мажор», «Вальс» Равеля; Дж. Кранко — «Дама и шут» на муз. Верди и др. В 70-х гг. ряд постановок осуществили Э. Хитон («Жизель», «Коппелия», «Шехеразада»; «Па-де-катр» на муз. Пуньи), В. М. Чабукиани («Лебединое озеро», 1972), Н. Березов («Щелкунчик», 1976). В 1976 труппу возглавил А. Пурфарук.
Иранские артисты получают образование в Консерватории танца и музыки.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.