итал., букв. — широко
Обозначение медленного темпа, нередко указывающее и на определённый характер музыки. Обычно оно применяется в произв. величавого, торжественного, скорбного характера, отличающихся широким, размеренным развёртыванием муз. ткани, подчёркнуто-весомыми, полнозвучными аккордовыми комплексами. Термин известен с нач. 17 в. В ту пору означал спокойный, умеренный темп и проставлялся при пьесах, исполнявшихся в ритме сарабанды. С нач. 18 в. понимание термина изменилось. В муз. теории этого времени largo часто рассматривалось как очень медленный темп, вдвое более медленный сравнительно с adagio. На практике, однако, соотношение largo и adagio не было прочно установившимся; нередко largo отличалось от adagio не столько по темпу, сколько по характеру звучания. В определённых случаях largo приближалось к обозначению andante molto cantabile. В симфониях Й. Гайдна и В. А. Моцарта обозначение "Largo" указывает прежде всего на подчёркнутую акцентировку. Л. Бетховен трактовал largo как "утяжелённое" adagio. Часто он соединял термин "largo" с уточняющими определениями, подчёркивающими пафос звучания: Largo appassionato в сонате для фп. ор. 2, Largo con gran espressione в сонате для фп. ор. 7 и т.п.
Л. М. Гинзбург