Попевка — в широком смысле слова мелодический оборот, интонация. Термин с 19 в. применяется в фольклористике для обозначения типических мелодич. оборотов нар. песен. Возник в практике др.-рус. певч. иск-ва и нашёл отражение в его теории. В системе русского осмогласия П. называются постоянные мелодич. обороты, принадлежащие определ. гласам; т. о., по П. можно определить гласовую принадлежность песнопения. Начало формирования П. восходит к времени становления осмогласия. Постепенно количество П. так возросло, что удержать все их в памяти стало невозможно. В 17 в. появились сборники П.- кокизники (название, по одним источникам, происходит от греч. kokkizo — выбирать, вышелушивать зерно, по другим — от греч. kokkinos — багряный, красный, указывая на эстетич. значение П. как мелодич. украшений напевов, к-рые первоначально имели псалмодич. характер; поэтому и сами П. нередко назывались кокизами).
Существуют П., общие для неск. гласов и особые для каждого гласа. Количество П. в разл. кокизниках разное, нет и единого порядка их расположения. Каждая П. имеет своё название (для одной из них собств. названием является слово «кокиза»). На страницах кокизника приводятся начертания П. с их названиями, а справа или слева от каждой П. указывается слово из наиболее известного песнопения, в к-ром она использована. Это помогало певцу опознать П. по её графич. начертанию.
С П. не следует смешивать лица и фиты, к-рые в отд. певч. пособиях тоже называются П. Подобно кокизам, лица и фиты также принадлежат одному или неск. определ. гласам, но их значение в организации знаменного распева является иным. П. — это мелодич. основа осмогласия. Без П. немыслима система осмогласия, а следовательно и знаменный распев. Лица и фиты — только эпизодич. украшения мелодии, по значению подобные григорианским юбиляциям. В. М. Металлов насчитывает всего до 270 П., 121 лицо и 79 фит. Во 2-й пол. 17 в. лица и фиты подвергались купюрам, П. же сохранялись как неотъемлемые элементы самого знаменного распева.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1–3), М., 1867–69; Смоленский С, Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Meталлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.
H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.