лат., букв. — труд, творение, сочинение; сокр. — ор.
Термин, используемый при обозначении порядка создания композитором сочинений. Как правило, применяется при их публикации. В случаях, когда издание произв. данного композитора началось относительно поздно (Ф. Шуберт), последовательность О. не всегда отвечает порядку создания произведений. Нередко, особенно в прошлом, композиторы издавали под одним О. неск. соч. одного жанра; при этом каждое соч. получало дополнительно свой номер "внутри" О. (напр., фп. трио Л. Бетховена ор. 1 No 1, ор. 1 No 2 и ор. 1 No 3 и др.). При издании соч. из наследия композитора применяется обозначение opus posthumum (упус пустумум, лат.- посмертное сочинение, сокр.- op. posth.). В указанном выше значении термин "О." начал применяться в кон. 16 в. В числе самых ранних изданий, снабжённых обозначением "О.",- "Торжественные мотеты" ("Motecta festorum", op. 10) Виаданы (Венеция, 1597), "Венецианская гондола" ("La Barca da Venezia", op. 12) Банкьери (Венеция, 1605). С кон. 17 до кон. 18 вв. с обозначением "О." издавались гл. обр. инстр. сочинения. При этом О. проставлялись издателями, и нередко одно и то же соч. у разных издателей выходило под разл. О. (произв. А. Корелли, А. Вивальди, М. Клементи). Лишь со времени Бетховена композиторы стали сами проставлять номера О. своих сочинений, однако сценич. произв. и мелкие пьесы обычно издавались без обозначения О. В нек-рых странах применяются свои нац. варианты термина "О." - "oeuvre" во Франции, "сочинение" (сокр. "соч.") в России.