Тапёр (франц. tapeur, от taper — хлопать, стучать, играть на ударных инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).
1) Музыкант, преимущественно пианист, играющий за плату на танцевальных вечерах и балах, в танцклассах, гимнастических залах и др. Характерные особенности исполнительской манеры тапёра определены прикладным, не художественным характером исполняемой музыки.
2) В переносном смысле — механично играющий пианист.
3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.
Первоначально игра тапёра была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции Т. усложнялись и трансформировались. Киноиллюстратор должен был владеть иск-вом импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия. В больших кинотеатрах Т. нередко играл в сопровождении инстр. ансамбля или с оркестром под упр. кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов (Т.) создавались спец. курсы, напр. Гос. курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и орк. компиляторов (1927, Москва); издавались спец. «Кинотеки» — сб-ки небольших пьес, пригодных для иллюстрации определ. фрагментов фильма. Впоследствии эти пьесы, число к-рых во всём мире достигло неск. тысяч, были каталогизированы в соответствии с эпизодами, к-рые они иллюстрировали. Для синхронизации исполнения киноиллюстратора (и кинодирижёра) были сконструированы синопюпитр и муз. хронометр (ритмоном, 1926) — аппарат, в к-ром в определённом (регулируемом) темпе движется партитура либо ритмич. или мелодич. строчка исполняемой музыки.
С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия тапёра почти исчезла.
Литература: Н. С., Музыка в кинотеатре, «Советский экран», 1925, No 12; Бугославский С., Mессман В., Музыка и кино… Принципы и методы киномузыки. Опыт киномузыкальной композиции, М., 1926; Шостакович Д., О музыке к «Новому Вавилону», «Советский экран», 1929, No 11; Первые московские государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов, в кн.: Киносправочник, М.-Л., 1929, с. 343–45; Zamecnik J. S., Sam fox moving picture music. Volumes of piano music for silent film accompanists, N. Y., 1913; Trystan L., Kino i muzyka, «Kinema», 1922, No 24; Erdmann H., Веcce D., Brav L., Allgemeines Handbuch der Film-Musik, B.-Lichterfelde — Lpz., 1927 (рус. пер. — Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л., Музыка фильма. Пособие по киномузыке, М., 1930); London К., Film music, L., 1936 (рус. пер. — Лондон К., Музыка фильма, М.-Л., 1937, с. 23–54); Manvеll R., The film and the public, Harmondsworth, 1955 (рус. пер. — Mэнвелл Р., Кино и зритель, М., 1957, гл.: Музыка и немые фильмы, с. 45–48); Lissa Z., Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. — Лиссa З., Эстетика киномузыки, М., 1970, с. 33–35); Kracauer S., Theory of film, N. Y. — Oxf., 1965 (рус. пер. — Кракауэр З., Природа фильма, М., 1974, с. 189–90).
А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.