Карельская музыка
Муз. иск-во дореволюционной Карелии бытовало только в нар. традиции. Нац. своеобразием отмечены карел., фин., венские и поморские песни. Богатая и многообразная карел. нар. песенная культура формировалась и развивалась в разностороннем общении карелов с народами, населявшими соседние территории.
Своеобразие фольклора Карелии определилось неоднородным нац. составом населения. В карел. лирич. песнях обнаруживается родство с рус. протяжной песней. Самобытностью отмечены карел. танцы — ристу-кондра, ристу-пяре. Одной из старейших разновидностей нар. песенной карело-финской культуры являются эпические песни — руны, имеющие диапазон квинты или кварты и состоящие из 2 периодически повторяющихся диатонических попевок, с основными размерами 3/4, 5/4. Исполнение рун в Карелии преим. одноголосное (соло или диалог рунопевцев), иногда оно сопровождалось игрой на кантеле — нац. щипковом инструменте. Др. нац. инструменты — йоухикко и вирсиканнель (смычковые инструменты), берестяной пастушеский рожок. Наиболее известные рунопевцы Карелии в 19 в. — Архип Мийхкали Перттунен и его сын Мийхкали, Андрей Малинен, Василий Киэлевяйнен. Самобытный муз.-поэтич. фольклор Карелии издавна привлекал внимание исследователей. В 1835 Э. Лёнрот осуществил первое издание «Калевалы» — собрание текстов эпических рун, записанных на терр. Карелии. В 1840 Лёнрот выпустил в свет сб. карельских лирич. песен — «Кантелетар». Вместе с тем собирание и изучение муз. фольклора не носило в Карелии систематич. характера. Известны примеры использования мелодий, бытовавших на терр. Карелии, рус. композиторами-классиками (Баллада Финна в «Руслане и Людмиле» Глинки, «Чухонская фантазия» Даргомыжского, былинный напев, использованный в сцене под Кромами из «Бориса Годунова» Мусоргского, и др.). Рус. нар. былины и песни, записанные на территории Карелии, встречаются в известных фольклорных сборниках 19 в. (былины Рябининых в сб. М. А. Балакирева и др.). Наряду с Т. Г. и И. Т. Рябиниными рус. былины и сказы создавал и исполнял В. Щеголёнок.
Проф. муз. иск-во возникло в Карелии после Великой Окт. социалистич. революции. В 1918 был организован малый симф. оркестр (рук. Н. А. Солнышков, затем Н. А. Кусевицкий). Тогда же в Петрозаводске были созданы муз. школа, академический хор, духовой оркестр, оркестр нар. инструментов; в 1933 — большой симф. оркестр (дирижёр Л. Я. Теплицкий), в 1936 — ансамбль песни и танца Карельской АССР «Кантеле» (рук. В. П. Гудков), в 1937 — Союз композиторов Карел. АССР, в 1938 — Петрозаводское муз. уч-ще, в 1939 — Карельская филармония. Начало проф. композиторского творчества в Карелии связано с собиранием и творч. освоением фольклора.
«Жил-был старый Вяйнямейни». Карел. песня (отрывок из рун «Калевалы»). Запись Н. Леви (1937), эквиритмический перевод В. П. Гудкова.
Появляются спец. сб. и исследования, посв. карел. нар. муз. творчеству (В. П. Гудков, Н. Н. Леви, Л. М. Кершнер, С. Н. Кондратьева и др.). Обработки нар. песен создавали Л. К. Йоусинен, К. Э. Раутио, Л. Я. Теплицкий, Р. С. Пергамент. На тематич. материале карел. муз. фольклора построены первые проф. произв.: «Карельская свадьба» Раутио (1926), «Сюита на карельские темы», «Поморская рапсодия», «Финские танцы» Теплицкого, «Песни Заонежья», фантазия для фп. и струн. квартета (1950), «Вепсская рапсодия» для симф. оркестра (1953), пьесы для трио кантеле (1954) Пергамента, «Вариации на финскую тему» (1954), «Детская сюита» (1955) Синисало и др. Муз. фольклор Карелии использован также в сочинениях ленингр. композиторов, работавших в Петрозаводске, — Н. Н. Леви, Л. В. Вишкарёва и др. Созданы произв. крупных форм. Симф. произв. написаны Р. С. Пергаментом («Айно», 1935, по мотивам «Калевалы»), Г. Р. Н. Синисало (первая карел. симфония «Богатыри леса», 1948), К. Э. Раутио («Карельская сюита»), Р. Э. Раутио (сюита на темы «Калевалы»). Пергамент — автор первой нац. комич. оперы «Кумоха» (2-я ред. 1959, Петрозаводск). Синисало создал первый нац. балет — «Сампо» (1959, Петрозаводск); среди др. его произв. — балеты «Я помню чудное мгновенье» по мотивам произведений Глинки (1962, Казань), «Сильнее любви» (1966, Петрозаводск), «Кижская легенда» (1973, там же). Написаны карел. оперетты — «Ребята настоящие» Голланда (1963, Петрозаводск), «Возраст женщины» Голланда и Синисало (1966, Петрозаводск). Нац. кантаты и оратории появились впервые в творчестве Пергамента («Поэма о девушках-партизанках», 1947; оратория «Обретённое счастье», 1952). Затем в этом жанре создали произв. Синисало (кантата «Под знаменем партии», 1959), А. И. Голланд (ода «Мой край»). Значительный вклад в развитие нац. камерно-инстр. музыки внёс Пергамент («Северный альбом» для скрипки и фп., 1950; пьесы для виолончели, 6 пьес для кантеле-альта и струн. квартета, 1955). Плодотворно работают карел. композиторы в области романса и песни (Пергамент, Голланд, Синисало). В 1960-е гг. начинает свой путь новая группа композиторов. Симф. и камерные произв. создают С. Г. Леончик (Детский концерт для фп. с оркестром, соната для виолончели и фп., «Лирические песни» на стихи «Кантелетар», Поэма для скрипки и струн. оркестра), Э. Н. Патлаенко (симфония-кантата «Кантелетар», симф. руны по мотивам «Калевалы»), П. Б. Козинский (сонаты для кларнета и фп., концертино для кларнета и струн. оркестра), Г. А. Вавилов («Эпическая поэма» для симф. оркестра, симфония и др.). Работы по истории музыки созданы музыковедом Г. И. Лапчинским. Среди деятелей карел. муз. культуры: певцы нар. арт. РСФСР С. Рикка, засл. арт. РСФСР И. Гридчина, засл. арт. Карел. АССР З. Петченко, В. Красильников, Р. Сабирова, Л. Теппонен, М. Кубли. Большой вклад в развитие карел. муз. культуры внёс дирижёр народный артист Карел. АССР И. Э. Шерман.
Важными стимулами для развития карел. музыки стали показы карел. иск-ва в Москве (Неделя музыки и танца, 1951; Декада Карел. иск-ва и лит-ры, 1951) и Ленинграде (Декада Карел. иск-ва, 1937; участие в фестивале «Ленинградская весна», 1967, дни иск-ва Карел. АССР, 1970) и др.
В Карел. АССР работают (1974): Муз. т-р Карел. АССР (с 1955), филармония (с 1939), симф. оркестр Карел. радио и телевидения (с 1933), Гос. ансамбль песни и танца Карел. АССР «Кантеле» (с 1936), филиал Ленингр. консерватории (с 1967), Петрозаводское муз. уч-ще (с 1938), 17 муз. школ, Союз композиторов Карел. АССР (с 1937).
Литература: Гиппиус Е. и Эвальд З., Карельская народная песня, «СМ», 1940, No 9; Гаврилов М. И. и Синисало Г. Н., Кантеле, «CM», 1952, No 9; Rяузов С. H., Музыкальная культура Карельской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 351–81 Колосенок С. и Моносов М., Культура Советской Карелии, Петрозаводск, 1959, 1967; Карельские народные песни, сост. и вступит. статья Л. М. Кершнер, М., 1962; Русские народные песни Поморья, сост. С. Н. Кондратьева, М., 1966; Лапчинский Г. И., Музыкальная культура Карелии, Л., 1968; его же, Музыка Советской Карелии, Петрозаводск, 1970; Русские народные песни Карельского Поморья, Л., 1971 (Исследование. Тексты. Ноты).
К. И. Рожков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.