Кхмерский (кампучийский) классический танец
Классическое танцевальное искусство кхмеров имеет сложные истоки. В сельских местностях сохранились танцы, восходящие к ани-мистич. культам доисторич. времен. Наиболее характерен охотничий или «олений» танец тротт — обрядовая танц. пантомима: танцоры (в масках), воплощающие демона, охотника, буйвола, оленя и девушек, под аккомпанемент чантинга и барабана изображают сцены охоты на оленя. Тротт, очевидно, исполнялся до начала охоты, чтобы получить благословение духов. Основные традиции кхмерской танц. драмы связаны, однако, с индийскими влияниями.
Кампучия — одна из первых юго-вост. стран, куда ещё в сер. 1 тыс. н. э. был занесён индуизм. Культ Шивы поощрял разл. танц. представления: обрядовый танец и мистич. драма «были угодны» Шиве, как и др. формы поклонения. В нач. 9 в. в уже сложившийся кхмерский танц. стиль был привнесён основателем централизованного кхмерского государства Джайяварманом II, проведшим детство в Индонезии, яванский танц. стиль. Наибольшего расцвета храмовый танец достиг в 12 в. при короле Джайявармане VII. В этот период в кампучийских храмах находились сотни танцовщиц. На древних храмах Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) сохранились рельефы с изображением «небесных» дев-танцовщиц — апсар. Некоторые рельефы храма Байон воплощают сцены из «Рамаяны». После того как в 1431 Ангкор был разгромлен тайскими войсками, о танц. искусстве страны не упоминалось вплоть до 18 в. С 18 в. началось возрождение нац. танц. искусства Кампучии. Особенно активно этот процесс протекал в 19 в.
Современный национальный классический танец, возрождённый на основе ранних кхмерских танц. форм, всё же несёт на себе значит. влияние тайских традиций. Тщательно костюмированные, строгие и изысканно-утончённые совр. танцовщицы значительно отличаются от полуобнажённых, блистающих языческой красотой апсар Ангкора.
Единственная проф. труппа классического танца Кампучии — Национальный балет. До нач. 1950-х гг. в его состав наряду с женской входила мужская группа, исполнявшая драматич. пантомимы лакон-каул. Позже репертуар определяли представления, включавшие только женские танцы, лакон-каул ставится редко. В танц. драмах воскрешаются древние кхмерские мифы и сказания, оживают боги, короли, герои. Ставятся также эпизоды из индийских эпич. поэм («Рамаяны» и др.). Наиболее характерные позиции кампучийского танца: одна нога танцовщицы отведена назад и поднята, кончики большого и указательного пальцев руки соприкасаются, а остальные резко отогнуты; одна нога танцовщицы, вынесенная вперёд, резко пересекает другую ногу.
Мужская партия, основанная на тех же позициях, что и женская, исполняется более энергично. Танцевальный стиль К. к. т. отличается неторопливым, размеренным ритмом, который задаёт нац. оркестр, состоящий главным образом из ударных инструментов. Иногда представление сопровождается певцом, комментирующим действие. Каждая его фраза определяет позы, жесты и движения танцовщиц, отличающиеся удивительной синхронностью. Танцевальный рисунок складывается из отточенных, изящных телодвижений и грациозных плавных жестов рук.
С исполнением гармонируют экзотичные костюмы, мерцающие золотом и ярким шёлком. Великолепие танц. уборов усиливается обилием сверкающих драгоценных камней, которыми усеяны треугольные оплечья танцовщиц, многочисл. браслеты и широкие золотые пояса. Лифы, выполненные из тонкого шёлка цвета золота, плотно прилегают к телу. От бёдер ниспадает пышными фалдами яркий шёлковый шарф. Длинные узкие юбки из ярких шёлковых тканей, по подолу расшитые золотом, плотно драпируют нижнюю часть тела танцовщицы, удлиняя пропорции. Головы танцовщиц, украшенные живыми цветами, увенчаны золотыми ажурными диадемами, золотыми башенками (классич. головной убор танцовщиц эпохи Ангкора).
Декорации не применяются. Во главе труппы Нац. балета (свыше 50 танцовщиц) — 2 балетмейстера-танцовщика и 3 танцовщицы. Сценой для представлений (сопровождаются нац. классич. оркестром) обычно служат открытая площадь перед храмами Ангкора либо дворец в Пномпене.
Н. П. Чукина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.