Балетоведение — наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, а также балетную критику.
Теория хореографии анализирует своеобразие балетного иск-ва как особой формы художеств, деятельности, изучает законы её развития, стили, жанры, структурные построения, язык и др. выразительные средства. История балета изучает процессы развития хореографии, выявляет их особенности на разных историч. этапах. Балетная критика анализирует и оценивает явления повседневной жизни хореографич. иск-ва, стремится определить их значение в современности. Начало осмысления поэтики танца было положено в общих филос. трудах мыслителей Древнего мира («О пляске» Лукиана, 2 в. н. э.). В эпоху Возрождения в трактатах и учебниках были сформулированы правила, разработана и систематизирована терминология сначала бального таща, затем сценического танца: Д. да Пьяченца (да Феррара) — «Об искусстве танцевать и водить хоры» (на рубеже 14 — 15 вв.); Г. Эбрео — «Трактат о танце» (1463); А. Корнадзано — «Книга об искусстве танце-вания» (1465); Ф. Карозо — «Танцовщик» (1581); Туано Арбо — «Орхесография» (1588); Ч. Негри — «Милости любви» (1602). Практика балета 17 в. показана в трудах К. Ф. Менетрие («О балетах старинных и современных согласно правилам театра», 1682, и др.). Книга P. O. Фёйе «Хореография, или Искусство записи танца…» (1700) отразила уровень техники и исполнительского иск-ва придворного балета.
В 18 в. началась активная разработка эстетики балета с позиций просветительства и под влиянием Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. М. Гримма, Ж. Д. Аламбера, выступавших против придворного балета в «Энциклопедическом словаре наук, искусств и ремёсел» (т. 1 — 35, 1751 — 80), в полемич. статьях по вопросам музыки (в частности, Руссо в «Новой Элоизе», 1761, и «Музыкальном словаре», 1768). На протяжении всего 18 в. выходили труды, посвящённые теории и практике пантомимы, что имело громадное значение в период формирования действенного танца. Одно из наиболее значит, исследований принадлежит англичанину Дж. Уиверу («История мимов и пантомим», 1728); в Германии, Франции, Италии были опубликованы книги Ф. Ланга (1727), Ш. Лебрена (1727), Ф. Риккобони (1750), К. Ф. Буланже де Ривери (1751), И. Ф. Геца (1784), Й. Й. Энгеля (1785), В. Рекуэно (1797).
Хореографы, боровшиеся за действенный балет, высказывали в теоретич. работах свои взгляды на права и задачи хореографич. т-ра. Классич. труд Ж. Ж. Новера «Письма о танце и балетах» (1760, последнее прижизненное издание под назв. «Письма о подражательных искусствах вообще и о танце в частности», 1807) не потерял значение и во 2-й пол. 20 в. Не меньший интерес представляют «Письма Гаспаро Анджолини г-ну Новеру о пантомимных балетах» и предисловия к либретто, написанные им для своих балетов, в к-рых Анджолини вступил в дискуссию с Новером (60 — 70-е гг. 18 в.). Труды, посвящённые истории танца, создали Уивер («Очерк истории танцев», 1712), Ж. Бонне («Общая история танца», 1723), Л.де Каюзак («Танец старинный и современный, или Исторический трактат о танце», 1754). Де Каюзак написал раздел о танце в «Энциклопедическом словаре наук, искусств и ремесел».
На протяжении 18 и нач. 19 вв. выходили многочисл. мемуары, анналы, обзоры, описания празднеств, биографич. словари, хронологич. списки, где отводилось место балетному репертуару и балетным артистам (напр., «История театра и театральный словарь» братьев Парфе, т. 1 — 7, 1756). Первый балетный справочник выпустил С. Компан («Словарь танца, содержащий историю, правила и основания танцевального искусства», 1787; рус. пер., 1790). Со времени, когда балет стал публичным зрелищем, по мере его профессионализации начинала формироваться и балетная критика (в газетах Франции, Англии, Италии и др. стран).
Мысли о балете эпохи предромантизма содержат предисловия к либретто балетов, публиковавшиеся во Франции (балетм. Ш. Дидло), Англии и в России. Творчеству С. Вигано посвящён труд К. Риторни «Комментарии к жизни и хореографическим произведениям С. Вигано» (1838) и письма Стендаля. Во 2-й четв. 19 в. много трудов опубликовал педагог, балетм. и теоретик К. Блазис («Основополагающий трактат теории и практики искусства танца», 1820; «Полный учебник танца», 1830, и др.); они отражали совр. ему уровень развития техники танца, давали картину балетного т-ра эпохи. Теория и практика романтизма в балете нашли отражение в трудах Ф. Кастиль-Блаза, выступавшего с нач. 20-х гг. до 1832 в качестве балетного критика в «Журналь-де деба» и опубликовавшего книги «Танец и балет от Вакха до м-ль Тальони» (1832), «Императорская академия музыки… с 1645 до 1855» (т. 1 — 2, 1855) и др. Большое влияние на балетное иск-во имел поэт и критик Т. Готье, печатавший статьи в парижской прессе (собраны в труде «История театра во Франции за последние двадцать пять лет», 1858 — 59).
Практики балетного т-ра 2-й пол. 19 в. оставили мемуары и работы, содержащие размышления о балетном иск-ве той эпохи: Авг. Бурнонвиль — «Моя театральная жизнь» (1848 — 78), А. Сен-Леон — «Стенохореография, или Искусство быстро записывать танец» (1852). Во 2-й пол. 19 в. музыковеды и историки т-ра, составители общих биографич. словарей выпустили многочисл. труды, содержавшие в числе др. также сведения о балетном т-ре Парижа (Р. Кампардон и А. Жюльен), Бордо (А. Дешеве-ри), Италии (Б. Кроче и А. Гандини), Бельгии (Ф. Фабера), Германии (М. Фюрстенау и Ж. Ж. Оливье), появились также работы о балетном т-ре Австрии, Голландии, Швеции и др. стран.
Историков т-ра и музыки балет как таковой стал привлекать с 10-х гг. 20 в., когда возродился интерес к балетному т-ру. В 1-й четв. 20 в. появились историч. труды: Э. Дасье — «М-ль Салле» (1909), Ж. Капон — «Вестрисы» (1908), классические работы о балете 17 в. А. Прюньера («Придворный балет во Франции до Бенсерада и Люлли», 1914, и др.), созданные под влиянием трудов Р. Роллана, посвящённых опере. В качестве историков и теоретиков балета во Франции выступали многие деятели, так или иначе связанные с Русскими сезонами и Русским балетом Дягилева. Статьи А. Н. Бенуа и его же «Воспоминания о Русском балете» (1941) — важный документ истории балета нач. 20 в. Большое влияние на развитие балета имели статьи писателя, художника, балетного сценариста Ж. Кокто. Работавший с Дягилевым в 20-х гг. Б. Кохно, автор книги «Балет» (1954), изложил в ней историю балетного иск-ва во Франции и особенно подробно дягилевской антрепризы, а также — «Дягилев и труппа „Русский балет“» (1970). В 20-х гг. во Франции публиковались труды А. Я. Левинсона, поев. Ж. Ж. Новеру, М. Тальони, Ар-хентине, С. Лифарю и др.
Ряд теоретич. и историч. книг выпустил Лифарь: «Манифест хореографа» (1935), «Дягилев и с Дягилевым» (1939), «Жизель» (1942), «Вестрис» (1950), «Три грации XX века» (о А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и О. А. Спесивцевой, 1957) и др. Книгу о М. Тальони написал Л. Вайя («Тальони», 1942).
Одним из виднейших исследователей и деятелей Б. был П. Тюгаль. В 1931 он основал (с Р. де Маре) Интернациональный архив танца (был его хранителем), выпускавший с 1932 — 36 журнал, а также создал (с П. Мишо) Ассоциацию хореографической прессы. В 40 — 50-х гг. он же написал ряд трудов по балету (о Новере, об исп. танце и др.). Мишо — автор «Истории балета» (1945) и книги «Современный балет» (1950). Исследования в области балетного т-ра эпохи Возрождения предпринял Ф. Рейна («Происхождение балета», 1955). Работы Прюньера по балету 17 в. продолжила М. Ф. Кристу («Придворный балет Людовика XIV», 1967), обратившаяся затем и к иск-ву 20 в. Творчество Лифаря анализировалось в книге Ю. Сазоновой и Ж. Лорана «Лифарь — обновитель современного балета» (1960); творчество других франц. хореографов и артистов исследовалось в книгах И. Лидовой («Ролан Пти», 1956, «Семнадцать лиц французского балета», 1953), М. Лобе («Современный французский балет», 1958) и др. М. Бежару посвящены книги А. Ливио («Бежар», 1969), Кристу («Морис Бежар», 1972), альбомы («Хорхе Донн в балетах Бежара», 1977) и др. Издано неск. балетных словарей: «Словарь современного балета» (1957), «Словарь балета» Рейна (1967), «Словарь танца» Ж. Бариля (1964), он же автор капитального труда — «Танец модерн от Айседоры Дункан до Твайлы Тарп» (1977). Во Франции издана работа англ. исследователя А. Геста — «Балет Парижской оперы» (1977), где прослежена история этой труппы с 17 в. В разное время во Франции выходили журналы: «Ар э дане» («Art et danse», с 1947), «Ле сезон-де ла дане» («Les saisons de la danse», с 1968), где печатались критики А. Ф. Эрсен и Ж. К. Ди-ени, «Дане перспектив» («Danse perspective», с 1975) и «Дане» («Danse»; с 1977).
Возникновение Б. в Великобритании также связано с Русскими сезонами. Первая крупная работа старейшего англ. исследователя хореографии. иск-ва С. У. Бомонта — «Впечатления о Русском балете» (1918 — 21). Затем он издал труды по истории балета («Библиография по танцу», 1929; «Полная книга балетов» с четырьмя приложениями, 1937 — 55), популярные книги об артистах (А. П. Павловой, В. Ф. Нижинском и др.), монографии «Михаил Фокин и его балеты» (1935), «Дягилевский балет в Лондоне» (1940). Бомонт первый начал писать об англ. балете («Балет Сэдлерс-Уэллс», 1946; «Марго Фонтеин», 1948). Большое значение имели также его переводы классич. трудов теоретиков балетного иск-ва Новера, Ламбранци, П. Рамо и др. В сер. 30-х гг. критик А. Хаскелл написал неск. книг, популяризировавших балет и содержавших авторские наблюдения и размышления об этом иск-ве («Балетомания», 1934; «Прелюдия к балету», 1936; «Балетная панорама», 1938; «Альбом балетомана», 1939; «Формирование танцовщика», 1946; «Русский гений в балете», 1963).
В 50-х гг. историей балета углублённо занялся А. Гест. Его тщательно документированные, опирающиеся на архивные данные труды поев, преим. балету 19 в. во Франции и Великобритании («Балет Второй империи», кн. 1 — 2, 1953 — 55; «Романтический балет в Англии», 1954; «Романтический балет в Париже», 1966) и отдельным танцовщицам этого времени (К. Уэбстер, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, В. Цукки, К. Замбелли). В этот период были опубликованы также исследования по истории балета в Великобритании в 16 — 18 вв., к-рые позволили опровергнуть мнение, что балет начал развиваться в этой стране только в 20 в., определили, в частности, роль Дж. Уивера в становлении действенного балета, внесли уточнения в биографию Новера (статьи Бомонта о танцовщиках 18 в., работы Э. Л. Звери о танцах и пантомимах 18 в., труд Д. Линема — «Отец современного балета: кавалер Новер», 1950).
Ценны исследования И. К. Флетчера, изданные вместе с работами американки С.Дж. Коэн в книге «Прославились танцем. Очерки по теории и практике театрального танца в Англии в 1660 — 1740» (1960). Было опубликовано большое число книг и статей, посв. англ. балету 20 в., отдельным труппам и артистам. Их авторы: практики балетного т-ра — Н. де Валуа («Приглашение к балету», 1937, «Приходите танцевать со мной», 1957), М. Фонтейн («Автобиография», 1975) и исследователи — М. Кларк («Сэдлерс-Уэллс балле», 1956; «Танцовщики Меркюри», «Балле Рамбер», 1973), С. Суинсон (История «Сэдлерс-Уэллс балле», 1954; «Сэдлерс-Уэллс балле тиэтр», 1956, и книги об артистах балета), Ф. Холл («Современный английский балет», 1950), А. В. Котон («Написанное о танце в 1938 — 1968», 1975), К. Брамс («Роберт Хелпмен», 1943), А. Г. Фрэнке («Светлана Березова», 1958, и др.), К. Варне («Фредерик Аштон и его балеты», в журнале «Дане перспективе», 1961, № 9), П. Бринсон (статьи в сб.: Балет в Британии, 1962), Дж. Персивал («Антони Тюдор», «Дане перспективе», 1963, № 17; «Современный балет», 1970; «Танец в „Плейс“», в сб.: Балет и современный танец, 1974), К. Крисп (статьи о Фонтейн, книга о Н. Нериной; «Кеннет Макмиллан», в сб.: Балет и современный танец, 1974) и др.
Большое значение для изучения английского балета имели «Балетные ежегодники», к-рые в 1947 — 64 издавались по инициативе Хаскелла. Мн. критики работают в журналах: «Дансинг тайме» («The dancing times», выходил с 1894, балетным стал с 1956), «Дане энд дансерс» («Dance and dancers», с 1950), «Балле» («Ballet», 1939 — 1952), «Балле тудей» («Ballet today», 1946 — 70). В числе критиков (кроме упомянутых) — Р. Бакл, П. Уильяме, Н. Гуд-вин, Н. Дромгул, Дж. Б. Л. Уилсон (автор «Словаря балета», 1957, 3 изд. расширенное, 1974), специалист по записи танца и автор ряда трудов Э. Хатчинсон.
В США балетная критика сформировалась в 30 — 40-х гг. 20 в., когда крупные газеты стали регулярно рецензировать спектакли и возникли балетные журналы. Тогда же были опубликованы первые исследования, посв. гл. обр. амер. танцу и балету: Дж. Мартин («Танец модерн», 1933; «Танцующая Америка», 1936), Дж. Амберг («Балет в Америке», 1949), М. Ллойд («Книга о танце модерн», 1949), П. Мэгриел («Хроника американского танца», 1948; «Библиография по танцу», 1936 — 40). В 1949 была издана «Танцевальная энциклопедия», составленная А. Я. Чужим (2 изд. расширенное — Чужой и Ф. У. Манчестер, 1967). С кон. 30-х гг. систематическое изучение истории балета в США в 18 и 19 вв. начала Л. Мур, основываясь на архивах и прессе той эпохи. Большинство её работ опубликовано в периодич. изданиях, сериях науч. монографий («Дане индекс» и «Дане перспективе») и посмертном сборнике «Эхо американского балета» (1976). Обзорные книги по истории амер. балета и сценич. танца опубликовали О. Майнард, Д. Херинг и У. Терри — автор книг об А. Дункан (1964), Р. Сен-Дени (1969), М. Грэхем (1975), Т. Шоуне (1976).
В 60 — 70-х гг. продолжали выходить теоретич. и справочные книги по танцу модерн: работы Д. Мак-Донага, в т. ч. его «Справочник танца модерн» (1976), труды У. Соррела по теории танца, амер. танца модерн и нем. ритмопластического танца («Ханья Хольм», 1969; «Книга Мари Вигман», 1975), С.Дж. Коэн («Дорис Хамфри», 1972) и др. Практики свободного танца и танца модерн в мемуарах обосновали свои творческие позиции: Дункан («Моя жизнь», 1927, и в ряде других её деклараций), Сен-Дени («Неоконченная жизнь», 1939), Грэхем («Записки Марты Грэхем», 1973); в 40 — 70-х гг. многие из них выступали со статьями в периодич. изданиях, в монографиях серии «Дане перспективе», собранными позднее в сборники (напр., «Танец модерн. Семь символов веры» под ред. С.Дж. Коэн, 1966).
Работы об амер. балетном т-ре опубликовали М. Б. Сигель («Американский танец», в сб.: Балет и современный танец, 1974), Л. Кёрстайн («Нью-Йорк сити балле», 1974), Б. Тейпер («Баланчин», 1963) и мн. др. В числе практиков балетного т-ра — авторов книг: балетм. А. Де Милль (мемуары, «Книга танца», 1963), Баланчин (соавтор справочника «101 история великих балетов», 1964, 3 изд. расширенное, 1975). Основные амер. балетные журналы: «Дане мэгэзин» («Dance magazine», с 1927), «Дане ньюс» («Dance news», с 1942). Известные критики (кроме упомянутых): Э. Денби, Д. Херинг, А. Барзел, Дж. Андерсон, А. Киссельгоф, У. Комо. Ежегодники «Мир танца» (справочное издание под ред. Дж. Уиллиса, с 1966) дают сведения об основных танц. представлениях в США за прошедший год.
В Германии в 20 — 30-х гг. были изданы труды по истории танца (К. Закс, «Всемирная история танца», 1933), многочисл. теоретич. работы, связанные с изучением принципов движения человеческого тела. Эти труды в какой-то мере продолжали и развивали идеи, заложенные в более ранних работах француза Ф. Дельсарта (сер. 19 в.) и швейцарца Э. Жака-Далькроза (10-е гг. 20 в.). Особое значение имели изданные в Германии, затем в Великобритании, а позднее в ФРГ теоретич. труды Р. Лабана («Мир танцовщика», 1920, «Жизнь ради танца», 1935, «Искусство сценического движения», 1950, «Принципы записи танца и телодвижений», 1956), а также работы танцовщицы М. Вигман («Немецкое танцевальное искусство», 1935; «Язык танца», 1963).
В ФРГ написаны книги, посв. нем. танцу и балету, в частности X. Кёглера («Ивон Георги», 1963; «В тени свастики. Танец в Германии в 1927 — 1936»; «Дане перспективе», № 57). Он же автор книги о Баланчине, «Балетного словаря» (1972, расширенное англ. издание 1977) и издатель ежегодников «Балет» (1965 — 79), в к-рых публикуются материалы по балету ФРГ и др. стран. Вышли работы о балетном т-ре в Мюнхене (сборник, 1963), Штутгарте (М. Винклер-Бетцендаль и Кёглера, 1964), Дюссельдорфе (Г. Берфусса, К. Гайтеля и Кёглера, 1971). Издаются книги, посв. мастерам балета («Джон Кранко и Штутгартский балет», «Марсия Хайде», обе — 1975, и др.), журнал «Танцархив» («Tanzarchiv», ред. К. Петере, с 1953). В числе критиков — X. Региц, К. Гай-тель, О. Ф. Регнер.
В Дании изучением нац. балета занимаются И. Иерсилль («Итальянский действенный балет в Дании», 1942), С. Kpaг-Якобсен («Королевский датский балет», 1955; «Эрик Брун», 1965), Э. Ашенгрен («Август Бурнонвиль и романтический балет в Дании», «Дане перспективе», № 58), А. Фридеричиа («Харальд Ландер и его балеты», 1951). Работы по наследию Авг. Бурнонвиля опубликованы в «Театральных исследованиях» (вып. 2, 1972). Балет в Швеции исследовали М. Скипинг («Балет под тремя коронами», «Дане перспективе», 1967; № 32) и А. Г. Штоле. В связи с 200-летием Королевского т-ра (1973) были выпущены подробный обзор репертуара за весь период (1974) и свод биографий (1978). Выходит журнал «Дане» (с 1973), среди критиков и историков балета — Б. Хегер, Э. Неслунд. Л. Сведин.
Балет в Норвегии изучает Е. Кревель в Австрии — Г. Шюллер, в Японии — Э. Асихара, в Турции — Метин Анд, в Чили — К. Робилан. В Бразилии выходит журнал «Данса» (с 1972).
В Чехословакии исследователи танца и балета — Я. Рей («Психология танца», 1928; «Танец и искусство», 1942; «Балетный словарь», 1950), Л. Шмидова («Чехословацкий балет», 1962), В. Вашут, А. Пастерова и др. В Праге выходит журнал «Танечни листи» («Таnecni listy», ред. Д. Пасекова, с 1963). В Польше балет изучают И. Турска («Танец в Польше», 1962, и др.), Я. Пуделак («Варшавский романтический балет», 1968), А. Сигитиньский («Варшавский балет на рубеже XIX и XX вв.», 1971), М. Банашиньский, Т. Высоцкая, Б. Мамонтович-Лоек и др. В Венгрии о балете пишут — Г. Кёртвейеш («В направлении нового балета», 1970), Д. Леринц («Будапештский балет», совместно с Кёр-твейешем, 1971), И. Витаньи, Г. Дьенеш, Р. Вайи, Э. Капоши, Л. Маац, А. Геленчер. Выходит журнал «Tancmuveszet» (с 1976).
В Болгарии исследователь балета В. Консулова («Анастас Петров и болгарский балет», 1976), в Румынии — К. Кыржан, в Югославии — М. Йованович, X. Неубауэр. На Кубе выходит журнал «Куба эн эль-бальет» («Cuba en el ballet», с 1970). В ГДР о балете пишет Э. Реблинг: «Сто лет балетного искусства в Нидерландах» (1950), «Балет» (1957), путеводители, справочники и др. Перевод на нем. яз. и издание в ГДР вышедших в Сов. Союзе книг осуществили У. Пич и Л. Волгина (М. Фокин — «Против течения», 1974, сб. «Мари-ус Петипа», 1975, и др.). Выходят книги о мастерах нем. танца (Г. Шуман, «Грете Па-лукка», 1972, и др.). К. Петерман опубликовал важные документы по танцу 16 — 19 вв. с комментариями.
Одновременно с изучением в каждой стране своего нац. балета в 50 — 70-е гг. велись теоретич. и историч. исследования, имеющие более общий характер. Одна из тем, по-прежнему привлекающая специалистов, — Русские сезоны и Русский балет Дягилева. В числе наиболее значительных трудов книга режиссёра С. Л. Григорьева «Дягилевский балет в 1909 — 1929» (1953) — обзор всей деятельности труппы. В дополнение к вышеупомянутым книгам Кохно, поев, работе труппы во Франции, вышел труд Н. Мак-Дональд «Дягилева наблюдают критики Англии и США» (1975), содержащий большой материал по выступлениям Русского балета Дягилева в этих странах. Продолжают выходить книги о Нижинском: «Дневники Нижинского» (1953), Ф. Рейс — «Жизнь Нижинско-го» (1957), Р. Бакл — «Нижинский» (1971), Л. Кёрстайн — «Танцующий Нижинский» (1975). Кёрстайн является также автором историко-теоретич. работ («Движение и метафора», 1970, и др.).
Один из важных предметов изучения — романтический балет, которому поев, труды ведущих балетоведов Великобритании (Бомонт, Гест), Франции (Лифарь), Дании (Ашенгрен). Появились исследования по балету Франции (Р. Бакл — «Французское романтическое движение как фон для балета „Жизель“», 1966), многочисл. альбомы гравюр, сборники редких документов в США («Фанни Эльслер в Америке», 1976, и др.), к-рые могут послужить материалом для исследователей. Во мн. странах организуются выставки изобразит, материала по истории балета (гравюры, рисунки, эскизы, афиши), к-рым издаются каталоги.
Стали появляться капитальные исследования, посвященные балету в разных странах одновременно, в частности в предромантич. период: М. Х. Уинтер — «Предромантический балет» (1974), М. Г. Свифт — книга о Дидло «Величественный полёт» (1976). В нек-рых из них, напр. в книге Уинтер, ценным является материал по иск-ву балета и танца, получившему развитие вне больших оперно-балетных трупп — в ярмарочных т-рах, бродячих труппах и др. Так начинают исследоваться связи балета с демократич. зрелищными жанрами — народным т-ром, цирком. Большую помощь исследователям истории балета оказывают переводы старинных трудов (начатые ещё в 30-е гг. Бомонтом), а также их переиздания (нередко факсимильным способом).
Особое значение имела деятельность австр. учёного Ф. Дерра де Моро да, опубликовавшей ряд изданий 18 в. по записи танца, факсимильное воспроизведение рукописи Ламбранци и др. В итал. «Энциклопедии зрелищных искусств» (т. 1 — 9, 1954 — 66) собран большой материал по балету (особенно ценны обзорные статьи по городам). В 1975 Нью-йоркской библиотекой-музеем Линкольновского центра был издан 10-томный каталог «Балетной коллекции», к-рую с 1947 возглавляет Ж. Освальд. Вышли работы, охватывающие историю балета в разных странах (Дж. Лоусон — «История балета и его создателей», 1964, и др.). Издавались серии по танцу и балету «Дане индекс» («Dance index», 1942 — 48, по 12 выпусков в год), «Данс перспективе» («Dance perspectives», ред. С. Дж. Коэн, 1959 — 76, по 4 выпуска в год) и «Дане ревью» («Dance revue», с 1966), в них печатались монографии по истории балета и танца Франции, Великобритании, США, России, Дании, Швеции, Германии, Португалии, Турции, стран Азии и Африки.
Необычайно возросший в 70-е гг. интерес к балету способствует выпуску для широкого зрителя многочисл. красочных альбомов, поев, артистам и труппам, сборников разл. интервью, популярных историй балета, путеводителей по спектаклям, книг о детском балете и др.
В России первые сообщения о балетных представлениях появились во 2-й пол. 18 в. В кон. 18 — нач. 19 вв. начался процесс приобщения художеств, сознания России в области сценич. танца к зап.-европ. эстетич. мысли: в 1779 в «Санкт-Петербургском вестнике» были опубликованы «Известия об искусстве танца и балета в России» Я. Штелина, где в пределах складывавшегося рус. балета был выявлен процесс взаимовлияния его нац. традиций с франц. и итал. проф. танц. школами. Сочинения Л. Каюзака, «Письма о танце» Ж. Ж. Новера легли в основу «Танцевального словаря» (1780), в предисловии к-рому были сформулированы 3 составные части науки о балете — механика, или хороописание, поэтика, история танца. В 1803 — 04 в Петербурге был издан классич. труд по теории хореографии 18 в. — «Письма о танце» Ж. Ж. Новера.
Рост нац. самосознания, начало формирования проф. рус. школы танца привлекли к балету в 1-й четв. 19 в. внимание передовых деятелей рус. культуры. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. И. Давыдов, П. А. Вяземский в художеств, произв. оставили ценные для истории рус. балета впечатления об иск-ве танца совр. им мастеров балета — Ш. Дидло, А. И. Истоминой, Е. А. Телешевой, Т. И. Глушковской. Были созданы предпосылки для той разновидности рус., а впоследствии сов. балетной критики, в к-рой профессиональный анализ хореографии облечён в законченную литературно-художеств. форму.
Параллельно с этим в нач. 19 в. продолжалось теоретич. осмысление хорео-графич. иск-ва. В «Новом словотолкователе» (1806) гл. объектом танца были названы человеческие чувства; в статьях литератора и историка А. И. Тургенева («О плясанье и танцах» и «О танцевальном искусстве», 1810, «О балете», 1811) говорилось, что танец должен выражать ситуации, тяготеющие к обобщениям, утверждалось равноправное положение балета в ряду др. иск-в, танец делился на 2 осн. категории — «чистый», бессюжетный и сюжетно-фабульный, действенный.
К 30-м гг. 19 в. началось изучение конкретных хореографич. произв. текущего репертуара. Часто балетные заметки ограничивались пересказом содержания спектаклей, в отдельных случаях авторы обрисовывали общие тенденции развития рус. хореографии. «Северная пчела», «Молва», «Галатея», «Художественная газета», «Московские ведомости» и др. акцентировали внимание на исполнительском иск-ве в балете, на актёрской выразительности рус. танцовщиц. Иногда в рецензиях делались попытки разобрать отдельные слагаемые балетного спектакля (декорации, хореография), выявить различия между танцем характерным и классическим, взаимоотношения между танцем и музыкой, актёрские трактовки отдельных балетных образов. Среди многочисл. откликов (часто безымянных) на жизнь балетного т-ра выделялись работы В. М. Строева и М. А. Яковлева. Статьи Яковлева связывали совр. жизнь хореографии с её историей, автор пытался определить образную сферу балета как область человеческих чувств.
Важный этап становления рус. мысли о балете связан с рождением романтич. стиля в хореографии, с гастролями в России М. Тальони, Ж. Перро, Ф. Эльслер (1830 — 50-е гг.). В необычности неизвестных ранее танц. форм балетных спектаклей рус. критика пыталась уловить новое, романтич. содержание, осознавая обострившийся кризис классицист-ской культуры. Критика 40 — нач. 50-х гг. отмечала постепенность утверждения романтизма в балете, что также было первым шагом на пути к осознанию специфики хореографии.
Дух реакционности, охвативший в царствование Николая I все стороны рус. действительности, наложил отпечаток и на балетную критику. Монополизировавшая её «Северная пчела» сосредоточивала гл. внимание на новой танц. технике, рождавшейся в Зап. Европе. Но развитие балетной мысли продолжалось. В прессе всё чаще появлялись публикации, в к-рых делались попытки теоретико-эстетич. подхода к оценке хореографич. иск-ва (статьи P. M. Зотова, Ф. А. Кони, В. Р. Зотова). На страницах «Пантеона русского и всех европейских театров», «Современника», «Московских ведомостей» и др. поднимались вопросы о различии романтизма Ш. Дидло и М. Тальони, о жанровом своеобразии балетного спектакля. На примере иск-ва двух ведущих рус. романтич. танцовщиц Е. А. Санковской и Е. И. Андреяновой были определены 2 ведущих исполнительских амплуа в женском танце — лирическое и драматическое.
В 1830 — 50-е гг. происходило расширение жанров самой балетной критики, её смыкание с критикой литературной и театральной. Прогрессивные тенденции рус. романтизма (на примере иск-ва Санковской, Т. Герино) поддерживали А. И. Герцен, В. Г. Белинский. В 1860-е гг. передовая рус. мысль критиковала в балетном театре рутину и штампы. Об упадке содержательности рус. хореографии писали М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов. Среди балетных рецензентов 60-х гг. выделялись И. П. Бочаров и А. Н. Баженов. В это же время проблемы хореографии рассматривались в трудах по истории театра («Летопись русского театра» П. Н. Арапова, 1861, «Хроника петербургских театров» А. И. Вольфа, ч. 1 — 3, 1877 — 84). Появилась мемуарная литература, в к-рой осмыслялись достижения рус. балета (главы из воспоминаний А. П. Глушковского о К. Дидло в «Москвитянине», 1856; мемуары С. Т. Аксакова, С. П. Жихарева и др.).
Первые значительные исследования по балету появились в России в кон. 19 — нач. 20 вв. В работах «Наш балет» А. А. Плещеева (1896), «История танцев» в 4 частях С. Н. Худекова (1 — 3-я — в 1913 — 14, 4-я — в 1918, сохранилась лишь в неск. экземплярах) были сделаны первые опыты систематизации истории балетного иск-ва. Художеств, дискуссии по поводу реформ А. Дункан, М. М. Фокина и А. А. Горского нашли освещение в статьях В. Я. Светлова и в его книге «Современный балет» (1911).
Перед Великой Окт. социалистич. революцией в балет пришли деятели культуры с различными творческими позициями, своими концепциями хореографич. иск-ва. Художник и теоретик балетного театра А. Н. Бенуа, перенося на балет идеи «Мира искусства», боролся за создание синтетических произв. в т-ре, утверждая реформу М. М. Фокина.
Одним из первых искал методы науч. анализа хореографии А. Я. Левинсон; в статьях и книгах «Мастера балета» (1914), «Старый и новый балет» (1918) он вводил в науку о танце общеэстетич. терминологию, писал о балете в разл. жанрах художеств. критики; он заложил научно-теоретич. основу балетоведения.
Одним из ведущих критиков в дореволюционной России был А. Л. Волынский. Анализируя систему классич. танца, он провозглашал её самоценную красоту и содержательность. Борясь за сохранение канонов классики, Волынский выступал против экспериментов М. М. Фокина и иск-ва Дункан. Эстетич. взгляды Волынского наиболее полно выражены в его книгах «Проблема русского балета» (1923) и «Книга ликований» (1925). А. А. Черепнин утверждал, что балет «должен быть понимаем вне норм драматического искусства», искал аналогии муз. форм с формами классич. танца, видел в танце изобразительное и выразительное начала (статьи «Балетные символы», 1917; «На путях балетного реализма», 1915 — 16; «Диалектика балета», 1927, и др.).
В первые годы после Окт. революции 1917 о балете продолжали писать ведущие дореволюционные критики, боровшиеся за сохранение классич. наследия балетного т-ра — А. Н. Бенуа, А. Л. Волынский, А. А. Плещеев, Д. И. Лешков. Одновременно в печати стали выступать артисты и балетмейстеры — К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов. Призывая к созданию новых средств выразительности, Голей-зовский выступал против дилетантизма в иск-ве танца, всевозможных опытов вне традиций. Его взгляды поддерживал А. И. Абрамов. Лопухов, отстаивая классику, требовал, однако, её обновления. В своей кн. «Пути балетмейстера» (1925) — первой теоретико-методологич. работе об иск-ве хореографии он рассматривал вопросы взаимоотношений хореографа и композитора, симфонизации танца, а также отдельные проблемы теории балета.
В 1920-е гг. начала складываться методология науки о балете. Большую роль в её разработке имела деятельность музыковеда Б. В. Асафьева и театроведа А. А. Гвоздева. Под руководством Гвоздева, с учётом отдельных сторон методики исследований Асафьева, создал теоретико-историч. работы первый сов. балетовед Ю. И. Слонимский («Жизель». Балет, 1926; «Сильфида». Балет, 1927). В этих работах на материале балетных спектаклей прошлого нашёл воплощение метод Гвоздева в изучении произв. хореографии, социально-историч. подхода к ним, их реставрации, взаимосвязи всех компонентов представления. Новая методика анализа хореографии применялась Слонимским и в статьях, посв. современности.
В 1925 дискуссия о балете на страницах журн. «Жизнь искусства» показала, что наступил новый этап в истории сов. балета — период обучения драматич. иск-ву, освоения социально-историч. конфликтов на основе произв. мировой лит-ры. Теоретиками нового направления стали ученики гвоздевской школы — И. И. Соллертинский и др. В 1927 были опубликованы «Письма о танце» Ж. Ж. Новера с вступительной статьёй Соллертинского, где исследователь сосредоточивал внимание на вопросах лит. основы балета, режиссуры, применял метод историко-социологич. анализа. Статья Соллертинского в 1-м томе «Истории советского театра» («Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма», 1933), содержавшая блестящие формулировки отдельных черт поэтики М. И. Петипа и М. М. Фокина, рассматривала, однако, дореволюц. рус. балет с позиций вульгарного социологизма.
В 1930 — 40-е гг. в балетную критику пришли литераторы. Либреттист Н. Д. Волков писал о роли драматурга в балете, критик А. И. Пиотровский выступал за реализм в хореографии, часто понимая его как реализм театра драматического. Подкрепляя свои позиции, критики обращались к истории. Вступительные статьи Ю. И. Слонимского к мемуарам А. П. Глушковского (А. П. Глушковский, «Воспоминания балетмейстера», 1940), к архиву И. И. Вальберха (И. Вальберх, «Из архива балетмейстера», 1948) были пронизаны пафосом утверждения самобытности рус. школы танца, ставили проблему взаимоотношений поэтики балетмейстера с совр. ему художеств, культурой.
Большая работа по собиранию и систематизации фактов истории рус. балета была проделана в Москве Ю. А. Бахрушиным и А. А. Ильиным, в Ленинграде М. В. Борисоглебским («Материалы по истории русского балета», т. 1 — 2, 1938 — 39) и А. Г. Мовшензоном. В коллективном труде «Классики хореографии» (1937), посвященном наследию великих хореографов прошлого, исследователи рассматривали их иск-во в общей картине развития мирового балета, искали у них то, что могло оказаться созвучным развитию танца в 30 — 40-е гг.
В 1950 была издана книга Слонимского «Советский балет», где впервые был обобщён материал по сов. хореографии. Однако в своих оценках автор не избежал влияния вульгарного социологизма. В то же время в статьях этого периода Слонимский писал об опасностях увлечения драматизацией балета, об исчезновении в спектаклях танц. образности.
Большой вклад в науку о балете в 30-е гг. внесла Л. Д. Блок («Филипп Тальони и его школа», в сб.: Классики хореографии. 1937; «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля, в сб.: Тщетная предосторожность, 1937; «Возникновение и развитие техники классического танца» — неизданный труд, на к-рый ссылаются многие сов. балетоведы). Блок анализировала процесс формирования системы классич. танца, смены балетных стилей, основываясь на строго документальном изучении и обобщении фактов. Она выступала пропагандистом методики преподавания А. Я. Вагановой, отстаивала целесообразность и гармонию системы классич. танца, очищенной от наносных влияний. В статье «Образ в балете» (1938) Блок подняла вопрос о специфике хореографич. образа и всего иск-ва хореографии. К теоретич. проблемам хореографии обращался моек, критик В. П. Ивинг. В своих работах «А. И. Абрамова» (1928) и «Викторина Кригер» (1928) он поставил вопросы о соответствии внешних данных танцовщиц, их темперамента актёрскому амплуа, разрабатывал методику анализа танц. техники исполнителей. В 30 — 40-х гг. критик рассматривал особенности рус. школы классич. танца, анализировал балетные спектакли с точки зрения равновесия их компонентов, соответствия сценич. воплощения замыслу постановщика.
Вопросы драматизации балетного иск-ва, перенесения в него принципов драматич. т-ра, споры о возвращении танц. начала в спектакли, поднятые критикой, были связаны с проблемой специфики балетного иск-ва, с различным пониманием деятелями балета путей развития сов. хореографии, особенностей её реализма. Сторонники драматизации балета во главе с балетмейстерами Р. В. Захаровым и Л. М. Лавровским считали, что гл. достижением сов. иск-ва являются хореографич. драмы 30 — 40-х гг. (статьи, книга Захарова «Искусство балетмейстера», 1954), ратовали за зависимость балетного т-ра от драматического. Слонимский, В. И. Голубов ещё на теоретич. конференции в 1941 утверждали, что балет обладает собственными средствами выразительности, своей образной спецификой, способной раскрывать человеческий «мир взволнованных чувств». Их деятельность во многом подготовила новый этап в развитии сов. балета, наступивший в кон. 50-х гг., рождение к-рого активно поддерживали артисты, балетмейстеры и балетоведы П. А. Гусев, М. М. Габович, В. В. Ванслов, В. М. Красовская, П. М. Карп, В. В. Чистякова, Е. Я. Суриц и др. Дискуссия о специфике балетного иск-ва, была продолжена на теоретич. конференции 1960, на к-рой с докладами выступили Л. М. Лавровский, Слонимский, А. Н. Сохор, Красовская (см. сб.: Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советского балета, 1962).
Достижения исполнительского иск-ва первого поколения сов. танцовщиков привлекли внимание как балетной критики, так и деятелей смежных искусств — Д. Л. Тальникова (статья «Композитор и две балерины»), С. С. Мокульского, М. С. Друскина, И. И. Юзовского, В. М. Богданова-Березовского (кн. «Галина Уланова», 1949), М. И. Иофьева (сб. «Профили искусства», 1965) и др. В жанре эссе, рисующего портреты мастеров балета с кон. 50-х гг., начал выступать В. М. Гаевский.
Новый этап в сов. Б. связан с возвратом в 50 — 70-е гг. балета к собственной специфике, освоением им новых тем и конфликтов (спектакли Ю. Н. Григоровича, И. Д. Вельского, О. М. Виноградова и др.). Это нашло отражение в сборниках статей балетоведов Ю. И. Слонимского («В честь танца», 1968), В. М. Красовской («Статьи о балете», 1967), в кн. Чистяковой («В мире танца», 1964), в выступлениях балетных критиков А. А. Авдеенко, Н. Е. Аркиной, Э. В. Бочарниковой, В. В. Ванслова, А. Т. Дашичевой, А. П. Демидова, Г. Н. Добровольской, Г. В. Иноземцевой, П. М. Карпа, Н. Ю. Черновой, Н. Е. Шереметьевской, Э. И. Шумиловой и др.
Начиная с 50-х гг. сов. Б. много сделано в области изучения дореволюц. рус. балета. Вышли в свет: книги «П. И. Чайковский и балетный театр его времени» (1956), «Дидло» (1958), «Балетные строки Пушкина» (1974) Слонимского, под его руководством были изданы книга М. М. Фокина «Против течения» (1962), сборник, поев. М. И. Петипа (1971). В этот же период изданы работы Красовской («Анна Павлова», 1964; «Нижинский», 1974), О. М. Мартыновой («Екатерина Гельцер», 1965), Н. И. Эльяша («Русская Терпсихора», 1965; «Пушкин и балетный театр», 1970), «История русского балета» Бахрушина (1965), сборник «В. Д. Тихомиров» (1971) и др. Появился монументальный обобщающий труд Красовской — «Русский балетный театр» (3 тома, 4 части, 1958 — 72). Эти книги дали единую картину историч. развития рус. балета от его зарождения до Великой Окт. социалистич. революции. Они показывают развитие рус. хореографии, становление её нац. своеобразия.
В 60 — 70-е гг. расширилось изучение и балета советского. Были написаны монографии, поев, мастерам хореографии, — «Галина Уланова», «Алла Шелест», «Мастера большого балета» Б. А. Львова-Анохина, «Майя Плисецкая» и «Марис Лиспа» Н. П. Рославлевой, «Марина Семенова» С. Г. Ивановой, «Наталия Дудинская» Г. Н. Кремшевской, «Балетмейстер Леонид Якобсон» и «Федор Лопухов» Г. Н. Добровольской и др. Созданы сборники «Ленинградский балет сегодня» (вып. 1 — 2, 1967 — 68), «Алексей Ермолаев» (1974), «Михаил Габович» (1977) и др. Опубликованы мемуары сов. деятелей балетного т-ра: «Шестьдесят лет в балете» Ф. В. Лопухова (1966), «О себе, о музыке, о балете» Ю. Ф. Файера (1970), «Я — балерина» Т. М. Вечесловой (1964), «Жизнь в балете» (1966) и «Молодые годы ленинградского балета» М. М. Михайлова (1978) и т. п.
Появились проф. кадры балетоведов во мн. республиках СССР. Изданы исследования: «Украинский советский балет» Ю. А. Станишевского (1963), «Белорусский балет» Ю. М. Чурко (1966), «Путь литовского балета» А. В. Рузгайте (1964), работы Л. П. Тормис в Эстонии, Э. А. Королёвой в Молдавии, Л. П. Сарыновой в Казахстане, Л. А. Авдеевой в Узбекистане, Л. В. Карагичевой в Азербайджане, Е. Л. Гва-рамадзе, П. Хучуа в Грузии, С. С. Лисициан в Армении и др.
В 1976 коллектив исследователей (Суриц, Чернова, Шереметьевская, Красовская, В. И. Берёзкин) выпустил книгу «Советский балетный театр. 1917 — 1967», в к-рой на материале моск. и ленингр. спектаклей рассмотрены осн. этапы и проблемы развития сов. хореографии. Опытом теоретич. исследования, затрагивающего важные проблемы совр. хореографии, стали работы Карпа «О балете» (1967), «Балет и драма» (1980). Движение эстетич. мысли отразили книги Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы современной хореографии» (1968, 2 изд., 1971) и «Статьи о балете» (1980), «Хореографические откровенности» Ф. В. Лопухова (1972), «Танец. Пантомима. Балет» Г. Н. Добровольской (1975), сб.: Музыка и хореография современного балета (вып. 1 — 3, 1974 — 79).
Значительное внимание сов. балетоведы уделяют и зарубежной хореографии: книги — «Драматургия балетного театра XIX в." Ю. И. Слонимского (1976), «Английский балет» Н. П. Рославлевой (1959), «Ролан Пети» В. В. Чистяковой (1977), статьи — «Театр современной Африки» Н. И. Львова (в кн.: «Искусство Африки», 1967), «„Шопениана“ М. Фокина и пути зарубежного балета» Г. Н. Добровольской (в кн.: «Записки о театре», 1968), «Балеты французских композиторов в „Русской антрепризе“ С. Дягилева» Р. Г. Косачёвой (в сб.: «Музыкальный современник», вып. 2, 1971); «Западноевропейский балетный театр» Красовской (1979); статьи М. Иофьева, Суриц, Карпа, Гаевского, Черновой.
Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова, О. А. Петров
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.