Южно-Африканской Республики балет

Балет Южно-Африканской Республики

Начал развиваться как искусство для белого населения в 30-е гг. 20 в. под влиянием англ. балета. В 1930 открыла школу танцовщица Д. Хаус (с 1932 — балетная школа Кейптаунского университета). На её основе возникла в 1934 труппа Кейптаунского университета, которая показывала балеты классич. наследия и англ. балетмейстеров. В 1942 здесь поставил свой первый балет Дж. Кранко (на муз. сюиты из «Истории солдата» Стравинского).

В 1934 в Йоханнесбурге открыла школу М. Стёрман, которая с педагогами А. Конми и П. Фреймс основала в 1944 труппу «Йоханнесбург фестивал балле сосайети», дававшую до 1956 представления силами учеников местных школ. В 1959 Ф. де Вилье организовала «Йоханнесбург балле» (позднее — «Йоханнесбург сити балле»).

В 40-х гг. мн. молодые артисты уехали в Великобританию (Н. Нерина, М. Лейн, П. Миллер, Кранко, А. Родригес, Ф. Стафф, Д. Пул, Г. Берн и др.). Некоторые из них в 50-е гг. вернулись в ЮАР. Стафф стал одним из ведущих хореографов, Миллер и Пул открыли школы. В 1962 был создан Совет зрелищных искусств с отделениями в провинциях, где начали формироваться местные балетные труппы.

В Йоханнесбурге в 1963 — Балет ПАКТ («Перформинг артс каунсил оф Трансвааль», сначала — «Трансвааль балле») на базе «Йоханнесбург сити балле». Её возглавляли де Вилье (до 1971) и Бёрн, Дж. Харт (1972–75), затем Д. Шульце и Л. Годфри. В Кейптауне в 1965 — Балет КАПАБ («Кейп перформинг артс борд») на базе труппы Кейптаунского университета. Во главе труппы (30 чел.) стояли Хаус (до 1969), затем Пул. Стафф поставил здесь много балетов.

В Дурбане в 1969 — Балет НАПАК («Наталь перформинг артс каунсил балле») под рук. Миллер и Д. Дейвиса. В провинции Оранжевой в 1970 — Балет ПАКОФС («Перформинг артс каунсил Ориндж Фри Стейт балле»), который работает нерегулярно.

Наибольшее значение имели труппы Балет КАПАБ и Балет ПАКТ. В репертуаре трупп ЮАР спектакли классич. наследия («Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Жизель», три балета Чайковского), как правило, в постановках Харта и Березова, балеты М. М. Фокина и англ. хореографов — Ф. Аштона, Дж. Картера и особенно тех, кто связан происхождением с ЮАР — Кранко, Родригеса. Здесь ставят Пул, Бёрн, Дж. Риверос, Р. Хайнд и др.

В 70-х гг. стали появляться спектакли, в которых была использована местная тематика (в частности, негритянские легенды) и музыка местных композиторов: «Рака» (1971, балетм. Стафф) и «Королева дождя» (1973, балетм. Пул) — оба комп. Ньюкатера; «Нонгаузе» Макбета и Рикарда (1973, балетм. Бёрн). Известны артисты — Ф. Спира, К. Уэллс, Д. Уэллер, Э. Клейн, Ф. Даниел, К. Россон. В спектаклях трупп КАПАБ и ПАКТ участвуют артисты Королевского балета Великобритании.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Диез Теория музыки
Frappe, фраппё Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Трико балетное Балет и танец
Рог Музыкальные инструменты
Антракт Термины и понятия
Вокальная музыка Музыкальные жанры
Диско Термины и понятия
Чехословацкий балет Балет и танец
Пластика Балет и танец
Условность в балете Балет и танец
Кастраты-певцы Опера, вокал, пение

Реклама