В опере, являющейся синтетическим искусством, часто используются элементы других искусств, в том числе танцевального. Балет сопутствует опере практически с самого ее зарождения (см. опера-балет). Большое значение балетные сцены приобрели в жанре большой оперы, возникшем в начале 19 века. Наличие таких сцен стало даже обязательным в этом жанре. Так Верди, которому балетные формы были в целом чужды, сочиняя оперу «Сицилийская вечерня» для Парижской сцены, ввел в нее танцевальные эпизоды.
Среди наиболее известных балетных сцен в операх: «Вальпургиева ночь» в «Фаусте» Гуно, «Танец часов» в «Джоконде» Понкьелли и др. И в более позднюю эпоху балет зачастую использовался в операх как драматургически оправданное изобразительное средство (например, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» Бородина, «Танец семи вуалей» в «Саломее» Р. Штрауса).
Е. Цодоков