Опера-балет (франц. opera-ballet) — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже 17–18 вв. и характерный для придворного театра («Королевской академии музыки») этого периода.
Элементы О.-б. подготовлялись издавна в т. н. придв. балетах (ballet de cour) 16 в., в комедиях-балетах, созданных Ж. Б. Люлли совм. с Ж. Б. Мольером, а также в балетах и операх самого Люлли. В этих жанрах соединялись пение и танцы при господстве танца в балете и пения в опере. Лишь после Люлли на франц. оперной сцене возникает жанр О.-б., представленный у А. К. Детуша, Ж. Муре и ярче всего у А. Кампра («Галантная Европа», 1697, и особенно «Венецианские празднества», 1710).
Подобно тематике «галантных празднеств» во франц. живописи рококо, О.-б. прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин (entrees), сюжетно почти не связанных, в к-рых развитые танц. сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и др. оперными формами. Ярчайшие образцы О.-б. созданы Ж. P. Рамо («Галантная Индия», 1735; «Празднества Гебы», 1739, и др.), внёсшим в этот жанр высокий драматизм лирической трагедии, углубившим его декоративность, характерность.
Впоследствии О.-б. изживает себя. Однако в 19 и особенно в 20 вв. появляются отд. образцы этого жанра, представляющие единство хореографии и пения в рамках фантастич. или мифологич. спектакля: «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чудес» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.
Литература: Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Опера-балет — музыкально-сценический жанр, в котором действие раскрывается средствами вокального и хореографического искусств. Танцы в О.-б. либо служат фоном действия, сопровождая вокальные эпизоды, либо образуют самостоят. сцены, дополняющие и развивающие действие вокальных эпизодов. Пение и танцы в О.-б. равноправны, хотя в отдельных конкретных произв. может быть перевес в ту или другую сторону.
О.-б. были распространены во франц. муз. театре в кон. 17 и 18 вв.: включались в качестве интермедии в придворно-аристократич. представления или показывались как самостоят. праздничные спектакли, обычно состоявшие из неск. сюжетно не связанных актов (или entree), но объединённых общностью замысла («Венецианские празднества» Кампра, 1710; «Галантная Индия» Рамо, 1735, и др.). В О.-б. этого времени преобладало дивертисментное начало.
В 19–20 вв. О.-б. не получила значит. распространения. Некоторую дань отдали ей рус. композиторы. Кантата «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848) названа им также «лирической О.-б.». Она включает развитое сценич. действие с оперными ариями, речитативами и хорами, которые дополняются танцами, шествиями и балетной пантомимой. В О.-б. «Млада» Римского-Корсакова (1890) вокальные сцены чередуются с хореографич. эпизодами народно-обрядового и фантастич. характера. М. М. Фокин поставил в виде О.-б. «Золотого петушка» Римского-Корсакова (1914, Русский балет Дягилева). Сов. комп. М. Р. Раухвергер создал детскую О.-б. «Снежная королева» (1969, реж. Н. Ю. Никифоров, балетм. А. М. Мессерер, Большой театр). Среди др. О.-б.: «Театр чудес» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1951), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976).
В.В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.