Авангардизм

Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) — условное наименование различный течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель.

Термин «авангардизм» возник в критике 1920-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939–45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни современного авангардизма — в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения Авангардизма получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; Авангардизм оказал влияние и на иск-во нек-рых социалистич. стран. Течения Авангардизма, как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов.

Авангардизм порождён совр. бурж. обществом, мн. представители к-рого живут в атмосфере острого душевного разлада. Авангардизм глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух иск-ва Авангардизма отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархич. бунт против моральных и политич. устоев обществ. жизни, а также против иск-ва, получившего обществ. признание. Нек-рые представители иск-ва, ощущающие революц. дух совр. эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей Авангардизма оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям обществ. и политич. жизни. Среди наиболее видных представителей муз. Авангардизма — композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.

В области музыки эксперименты приверженцев Авангардизма нередко приводят к разрушению эстетич. и технологич. основ муз. иск-ва. Под лозунгами Авангардизма выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами муз. Авангардизма стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты «Domaine musical» в Париже, междунар. фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды муз. Авангардизма издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Т. о. во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.

Литература: Бронфин Е., К спорам об «авангардизме»…, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246–65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме…, в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250–80; Давыдов Ю., Движение «новых левых» и музыкальный авангард, «СМ», 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., «Авангард» в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство…, М., 1971.

Г. М. Шнеерсон
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Дагестанская музыка Национальные культуры
Действенный танец Балет и танец

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Пассамеццо Музыкальные жанры
Трилогия Термины и понятия
Аллилуйя Музыкальные жанры
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Венеция музыкальная Национальные культуры
Протестантский хорал Термины и понятия
Форшлаг Термины и понятия
Строчное пение Церковная музыка
Магнификат Музыкальные жанры

Реклама