Пастораль

Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский).

1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии («Эклоги» и «Буколики» Вергилия, Петрарки, Боккаччо, «Аминта» Тассо). Пользовалась популярностью в 17–18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна», 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун», 1752) и др.

2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как «доброго пастыря» (в кантате Баха «Ты, пастух Израиля» — Du Hirte Israel, в оратории «Мессия» Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17–18 вв. П. «Искренность пастушки» включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы «Пиковая дама». Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза), иногда — целые циклы («Времена года» Вивальди, «Пасторальная симфония» Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как «Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни», и др.).

Литература: Marsan J., La pastorale dramatique en France, а la fin du XVIe et au commencement du XVIIe siécle, P., 1905; Sandberger A., Zu den geschichtlichen Voraussetzungen zur Pastoralsinfonie, в его кн.: Ausgewahlte Aufsatze zur Musikgeschichte, Bd 2, Munch., 1924; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Sсhmidt G. Fr., Die fruchdeutsche Oper…, Bd 2, Die Pastoral-Opern, Regensburg, 1943.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Пастораль — театральное представление, написанное на идиллический сюжет. П. получила распространение в придворных т-рах эпохи Возрождения в Италии в 16 в. («Аминта» Т. Тассо, 1533; «Верный пастух» Дж. Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно-аристократич. представление во Франции 17 — 18 вв. («Помона» Камбера, 1671, «Празднества Амура и Бахуса» Люлли, 1672). Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. В П. обычно изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых аристократич. манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Как правило, П. состояла из музыки и пения, нередко представляя собой маленькую оперу или балет, а иногда и соединение того и другого (см. Опера-балет).

П. редко исполнялась самостоятельно, обычно была составной частью более широкого праздничного представления и включалась в него как интермедия. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших пасторали, — Ж. Б. Люлли, Н. Дезод, А. Детуш. Позднее П. стали называть любое сценич. произведение на тему сельской идиллии (балет «Сильвия», 1876). В опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890) интермедия «Искренность пастушки» представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц. эпизоды.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Народный танец Термины и понятия
Staccato, стаккaто Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Бард Термины и понятия
Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Стокгольм Города
Ревю Термины и понятия
Таджикская музыка Национальные культуры
Татарская музыка Национальные культуры
Театральная музыка Термины и понятия
Appassionato, аппассионaто Термины и понятия
Квинтдецима Теория музыки

Реклама