«Ифигения в Авлиде» (фр. Iphigénie en Aulide) — опера К. В. Глюка в 3 действиях, либретто Б. Леблана дю Рулле (М. Ф. Л. Г. Леблана) по трагедии Ж. Расина «Ифигения».
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 19 апреля 1774 г.; в России — Петербург, силами придворной французской труппы, 1801 г.; на русской сцене — Москва, Большой театр, 9 апреля 1983 г., под управлением М. Эрмлера (И. Архипова — Клитемнестра).
В основе оперы — античный миф об Ифигении, дочери греческого царя Агамемнона, которую, согласно воле богов, отец должен был принести в жертву, чтобы греческие корабли могли благополучно выйти из гавани. Однако богиня Артемида (Диана) перенесла девушку в Тавриду и сделала жрицей своего храма. В опере Глюка Артемида соединяет Ифигению с ее женихом Ахиллом.
Миф об Ифигении в Авлиде и в Тавриде разработан в двух трагедиях Еврипида, а позднее использован многими драматургами мира, от Расина до Гёте. На тему «Ифигении в Авлиде» создано несколько десятков опер, из которых многие пользовались успехом, пока не были вытеснены шедевром Глюка. Назовем некоторые из них: «Чудесно спасенная Ифигения» Р. Кайзера, «Ифигения» Дж. Сарти, А. Б. Колетти, «Ифигения в Авлиде» Д. Скарлатти, Дж. М. Орландини, К. Г. Грауна, Н. Порпоры, Н. Йоммелли, Т. Траэтты, П. К. Гульельми, Ф. Салари, И. Плейеля, В. Мартин-и-Солера, Н. Дзингарелли (Цингарелли), Л. Керубини, С. Майра, В. Федеричи и др.
«Ифигения в Авлиде» — первая опера Глюка, написанная на французский текст для Парижа. Постановка ее вызвала яростные споры, завершившиеся победой композитора. Высокая гражданственность, свойственная его творчеству, получила яркое выражение в этом сочинении. Его героиня — не безропотная жертва, покорно идущая на гибель, повинуясь воле богов и отца; она готова отдать жизнь во имя победы над врагом.
Музыку «Ифигении в Авлиде» отличает возвышенный героический стиль. Здесь достигнуто единство слова и декламации, действий и переживаний героев. С равной силой воплощает композитор страдания и душевную борьбу Агамемнона — отца и полководца, неукротимый протест и гнев Клитемнестры против воли богов, доблесть Ахилла, нежность и величие Ифигении. Широко развиты хоровые и симфонические эпизоды оперы, открывающейся драматически выразительной увертюрой. Произведение Глюка сохранило свою художественную, а не только историческую ценность.
В 1847 г. новую редакцию оперы сделал Р. Вагнер, однако его обработка нарушила стилистическое единство партитуры, романтизировав ее. «Ифигения в Авлиде» и сейчас в репертуаре немецких и других оперных театров; исполняется обычно в авторской редакции.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Агамемнон, царь Микен, предводитель греческого войска (бас)
• Клитемнестра, его жена (сопрано)
• Ифигения, их дочь (сопрано)
• Ахиллес, жених Ифигении (тенор)
• Патрокл, его друг (бас)
• Калхас, верховный жрец Дианы (бас)
• Аркас, телохранитель Агамемнона (тенор)
• Диана (сопрано)
• Воины, жрецы, народ, фессалийский отряд Ахиллеса, свита Ифигении, рабыни
Действие происходит в гавани Авлиды в Беотии (Греция) накануне Троянской войны (1218 год до н. э.).
Лагерь греков в Авлиде. Агамемнон упрекает богиню Диану в жестокости. Она требует принести в жертву дочь: только тогда богиня вернет грекам свою благосклонность и пошлет попутный ветер, который даст им возможность достичь Трои и отомстить за неслыханное оскорбление — похищение Елены, жены Менелая, брата Агамемнона. Разгневанный народ требует от верховного жреца Калхаса открыть, как можно умилостивить богов. Тот обещает назвать имя жертвы и пытается убедить в необходимости этого Агамемнона, терзаемого противоречивыми чувствами — любовью к дочери и необходимостью выполнить клятву, данную народу и богам. Из Микен прибывают жена и дочь Агамемнона, приветствуемые народом. Клитемнестра тронута. Ифигения, не находя среди встречающих своего жениха Ахиллеса, слышит от матери, что он изменил и готов жениться на другой: ведь не случайно отец прислал гонца в Микены с приказом не приезжать в Авлиду. Появляется ничего не подозревающий Ахиллес. Терзаемая ревностью Ифигения упрекает его в измене. Ему удается убедить девушку в своей любви и верности.
Зал во дворце Агамемнона. Все славят Гименея. Веселье прерывает Аркас, который не в силах более скрывать ужасную правду: Агамемнон готовит дочери не свадебный, а жертвенный алтарь. Клитемнестра умоляет Ахиллеса спасти невесту. Тот требует объяснений от своего царя и полководца, называя его убийцей. Оставшись один, Агамемнон решает немедленно отправить Клитемнестру и Ифигению обратно в Микены.
Лагерный шатер. Издалека слышны возгласы греков, требующих принести Ифигению в жертву. Ахиллес убеждает ее следовать за ним, заклинает любовью, но дочь Агамемнона не может забыть долг и честь; готовая добровольно идти на смерть, она прощается с женихом. Ахиллес клянется, что Калхас погибнет от его меча, кровавый алтарь будет разрушен и сам царь убит, если попытается ему помешать. Народ вновь требует смерти Ифигении. Клитемнестра упрекает греков в жестокости; она уже видит жертвенник, отца, вонзающего в грудь дочери клинок. В ярости мать призывает Юпитера поразить всех молнией и рассеять корабли греков.
Берег моря с жертвенником Дианы. Все готово к жертвоприношению. Калхас с греками просит богиню вернуть свое покровительство, послать попутный ветер. Врывается Ахиллес с отрядом фессалийцев: его меч защитит Ифигению. Схватку прекращает Диана, спустившаяся с облаков. Она предрекает грекам славу и благословляет любовь Ифигении и Ахиллеса. Свадебные песни и пляски возобновляются. Затем все спешат на корабли, чтобы завоевать победу и вечную славу.
История создания
В предисловии к партитуре «Альцесты» (1767) Глюк изложил основные положения реформы оперы, нашедшие продолжение в следующем его произведении — «Ифигении в Авлиде». Здесь композитор впервые встретился с новым либреттистом, сменившим его постоянного соавтора итальянца Р. да Кальцабиджи. Франсуа Луи Гран ле Блан дю Рулле (Дюрулле, Дюролле, 1716—1786) — французский атташе в Вене, представитель аристократического нормандского рода, бальи (королевский чиновник высокого ранга), гвардейский офицер, а возможно, мальтийский рыцарь и маркиз, не был известным литератором. Написанная им в 1752 году комедия в стихах, хотя и обладавшая известным остроумием, провалилась, но дружба и сотрудничество с Глюком обессмертили его имя.
На протяжении нескольких месяцев 1771 года он вел переговоры с первым парижским театром, Королевской Академией музыки, о постановке новой оперы «знаменитого Глюка», «великого человека, написавшего более 40 итальянских опер, имевших огромный успех во всех театрах». Директор театра не спешил с согласием, и тогда Глюк добился поддержки французской дофины Марии-Антуанетты, дочери австрийской императрицы, которой давал уроки музыки в Вене. Был заключен контракт на 6 опер. За первые две композитор получил от Марии-Антуанетты баснословную награду— по 20 тысяч ливров за каждую, а после постановки третьей — пожизненную пенсию. Не отстала от дочери и императрица Мария-Терезия: Глюк снова был принят на службу к австрийскому двору — заочно — с жалованием в две тысячи гульденов в год.
Первой оперой Глюка, поставленной в Королевской Академии, стала «Ифигения в Авлиде», законченная в Вене в 1772 году. В основе либретто — одноименная трагедия французского классика XVII века Жана Расина (1639—1699). Знаток античности, он создал в 1674 году «Ифигению в Авлиде», которую Вольтер считал шедевром французской сцены.
Расин не первым обратился к мифологическому сюжету, связанному с началом Троянской войны и дочерью Агамемнона Ифигенией (дословно — дочь силы). У всех трех великих афинских драматургов V века до н. э. — Эсхила, Софокла и Еврипида — есть подобные трагедии, но из первых двух сохранились лишь незначительные отрывки, а полностью дошла до нас только трагедия Еврипида (480—407 или 485—406), последнее из его 92 театральных сочинений (407).
Завязкой трагедии служит требование верховного жреца богини охоты Артемиды Калханта принести в жертву Ифигению, чтобы искупить оскорбление, нанесенное ее отцом Агамемноном: убив на охоте лань, он похвалялся, что такому меткому выстрелу позавидовала бы даже Артемида. Однако в момент жертвоприношения Ифигения исчезает, на алтаре ее заменяет лань, о чем зрители узнают из слов вестника. Согласно мифу, это сделала сама Артемида, перенесшая Ифигению в далекую Тавриду, где девушка стала жрицей (об этом повествует трагедия Еврипида — «Ифигения в Тавриде»).
Расин заменил развязку на более благополучную: Улисс (Одиссей) рассказывает матери Ифигении Клитемнестре, что дочь ей возвращена. Когда Ахиллес с войском уже готов отбить Ифигению, жрец Калхас объявляет, что в жертву должна быть принесена не она, а пленница, покончившая с собой и замененная на жертвеннике ланью. Либретто же заканчивается появлением самой богини, отказывающейся от жертвы и благословляющей Ифигению на брак с Ахиллесом.
Глюк нашел в этом сюжете излюбленную идею самопожертвования. Характерная для двух его первых реформаторских опер «Орфея» и «Альцесты», она приобретает здесь более широкое гражданственное звучание: готовность умереть не ради спасения любимого супруга или супруги, а ради славы родины, выполнения народом высокой миссии. Усилено героическое начало, носителем которого становится традиционный для оперы влюбленный персонаж — Ахиллес. Героическими чертами наделены и Ифигения, и Агамемнон, в образах которых находит воплощение характерная для французской драматургии тема борьбы чувства и долга.
Композитор прибыл в Париж в 1773 году, чтобы самому руководить постановкой. Репетиции длились непривычно долго — 6 месяцев. Глюк настаивал на безусловном выполнении всех своих указаний и при малейшем неповиновении грозил пожаловаться дофине или уехать обратно в Вену. Он был поражен низким исполнительским уровнем Королевской Академии музыки. Певцы, к которым предъявлялись прежде всего требования, касавшиеся внешности — «фигура и талия», рост не ниже четырех футов, возраст не старше 25 лет, — пели фальшиво и безвкусно. Хор выступал в масках, стоя без единого жеста: по одну сторону сцены мужчины со скрещенными на груди руками, по другую — женщины с веерами.
Оркестранты играли в перчатках, чтобы не застудить или не запачкать руки, шумно настраивали инструменты, приходили и уходили, когда вздумается. Обычно присутствовали лишь две трети из них — утомленных, вечно чем-то недовольных; остальные отлучались в другие оркестры и на частные уроки, будучи не в состоянии прожить на мизерное жалованье. Накануне премьеры, найдя певцов недостаточно подготовленными, Глюк потребовал дополнительных репетиций, и хотя на премьеру уже был приглашен весь двор во главе с Марией-Антуанеттой, заставил передвинуть ее срок.
Премьера «Ифигении в Авлиде» состоялась 19 апреля 1774 года в парижской Королевской Академии музыки и имела неслыханный успех. Ария Ахиллеса заставила всех офицеров в невольном порыве вскочить с мест и обнажить шпаги. Финальный хор приобрел всенародную популярность и в годы революции распевался на улицах Парижа как революционная песня наравне с Марсельезой. Однако появлялись и резкие критические отзывы: «К нам прибыл, предшествуемый своей славой, чешский фокусник... Он заставил Ахиллеса и Агамемнона мычать, Клитемнестру рычать, неутомимый оркестр хрипеть на все лады. Покой короля, где постоянно спали, услышал эти дикие крики, партер также проснулся от долгого сна, и великий шум был сочтен признаком искусства великого человека».
Музыка
В «Ифигении в Авлиде» Глюк воплотил все свои реформаторские идеи: ведущая роль драмы; обилие хоровых и балетных массовых сцен, образующих целые сюиты; декламационный склад мелодики, отсутствие виртуозного начала; широко разработанная оркестровая партитура с использованием солирующих инструментов.
Увертюра впервые использует тематизм оперы: в медленном вступлении звучит скорбная тема первого речитатива Агамемнона. Затем волевые суровые возгласы в унисон оттеняют лирические, то светлые, то печальные темы. Увертюра непосредственно переходит в речитатив и арию Агамемнона «Жестокая Диана» — драматический монолог с гибкой сменой эмоций и интонаций. Первая очень краткая ария Клитемнестры с солирующим кларнетом «Люблю слушать я этот лестный привет» близка бесхитростной народной песне. Ария Ифигении «Увы! душой невинной, чистой я герою отдалась» построена на чередовании чувств любви, ревности, нежной печали, отчаяния.
Во II акте выделяется оригинальное славление Ифигении «Прославьте, воспойте»: словно эхо перекликаются солист (Ахиллес) и хор. Ария-жалоба Клитемнестры «Твой жестокий отец дочь на смерть осуждает» обрамлена выразительным соло гобоя.
В 1-й картине III акта звучат спокойные, полные внутреннего достоинства арии Ифигении «Покорна я судьбе» и «Прощай, сохрани в своей душе» с неторопливо развертывающимися светлыми песенными мелодиями. Они противостоят героической арии Ахиллеса «Калхас, лишь нож ты занесешь, как станешь моей первой жертвой» — арии мести с маршевой темой широкого диапазона в сопровождении трубы и литавр. Драматический речитатив Клитемнестры «О дочь! Вижу я: занесен над ней нож» приводит к стремительной арии «Грозный бог, молнией своею».
Кульминация оперы — массовая сцена 2-й картины с участием двух хоров и квартета солистов. Финальный хор «Спешим, летим к победе славной» — краткий, куплетного строения с броской, настойчиво повторяющейся мелодией в унисон, поражает силой неудержимого героического порыва.
А. Кенигсберг
Либретто композитору понравилось — и было бы странно, если бы сюжет его не увлек. Глюк стремился воплощать в опере высоконравственные идеи, представлять героев, с честью выдерживающих испытания — и именно такой была Ифигения, дочь Агамемнона. Правда, либретто основывалось не на античных источниках непосредственно, а на трагедии Расина, но очертания мифологического сюжета были сохранены. Во всей античной мифологии трудно найти сюжет более драматичный, чем история Ифигении — девушки, согласившейся пострадать за чужой поступок. Ее отец на охоте убил любимую лань Дианы (Артемиды), чем вызывал гнев богини. Расплата не замедлила последовать: когда флот Агамемнона направился в Трою, мстительная богиня насылает встречные ветры, и корабли не могут выйти из гавани. Прорицатель Калхас возвещает, что унять гнев богини может только принесение царской дочери в жертву. Помешать этому пытаются и Агамемнон, и Ахилл — жених Ифигении, но девушка готова исполнить свой долг. Лишь в последний момент является Диана, сменившая гнев на милость, предрекает славную победу греков и благословляет любовь Ахилла и Ифигении. В таком варианте античный сюжет представлен в либретто оперы «Ифигения в Авлиде».
Драматургия оперы — как и следовало ожидать — строится вокруг конфликта чувства и долга, столкновения человека с судьбой. Единственной «идеальной героиней» здесь оказывается Ифигения, в то время как все прочие персонажи одержимы противоречивыми чувствами. Уже в первом разделе увертюры возникают резкие диссонансы, которые позднее вернутся в арии Агамемнона («Неумолимая Диана») — герой предстает не величественным царем, что было типично для оперы той эпохи, а несчастным отцом, переживающим за дочь и сетующим на жестокость богини. В следующем разделе увертюры сталкиваются две темы. Одна из них воплощает непреклонную волю богов, но противопоставляется ей не героическая тема, а кроткая и нежная.
В суровой атмосфере начальных сцен первого акта на первый план выходит образ Агамемнона. Царь охарактеризован бессильно никнущими интонациями, создающими образ человека, сокрушенного ударом судьбы (это находится в полном соответствии с поведением персонажа: хоть он и говорит о готовности восстать против воли богини и даже отказаться от войны против Трои — он так и не решается на какой бы то ни было поступок). Сцену Агамемнона с прорицателем Калхасом обрамляют динамичные хоровые эпизоды. Хор, сопровождающий появление Ифигении и ее матери Клитемнестры, написан в ритме менуэта. Драматизм событий на время отстраняется дивертисментом (мать оставляет девушку среди танцующего народа), в котором Глюк частично использовал фрагменты из своего балета «Дон-Жуан». В ариетте Ифигения выражает удивление, что ее жениха нет среди встречающих, но в безмятежной мелодии нет и намека на тревогу. Ария Клитемнестры, в которой мать убеждает дочь, что жених изменил ей, написана в ритме контрданса, но с воинственным оттенком. В речитативе и арии Ифигении выражено смятение чувств — но не гнев. В последующих сценах происходит объяснение и воссоединение влюбленных, и завершается первый акт любовным дуэтом.
Если первый акт развивался от отчаяния к надежде, то второй — напротив — начинается с приготовлений к свадьбе. Но атмосфера радостных волнений омрачена арией Ифигении «Между страхом и надеждой» с ее контрастными разделами. Кульминацией сцены становится героическое соло Ахилла с хором, а завершает сцену дивертисмент, вновь включающий фрагменты из «Дон-Жуана», и гимническая благодарственная молитва героев. Но в момент наивысшего счастья Аркас, телохранитель царя, возвещает о предстоящем жертвоприношении. За возмущенными репликами хора следует ария Клитемнестры, в которой звучат уже не гневные, а жалобные интонации. В последующем терцете каждый персонаж метко охарактеризован: величественному достоинству Ифигении, выраженному в намеке на ритм гавота, противопоставляются речитативные интонации Клитемнестры и Ахилла. За краткой арией Ахилла и его бурной сценой с царем следует большая сольная сцена Агамемнона, в которой оркестр действует на равных с певцом, а иногда даже берет на себя ведущую роль — царь вновь предстает мятущимся и даже слабым человеком.
Третий акт открывается эмоциональным хором греков, требующих принести богам обещанную жертву (тема хора приобретает значение рефрена сцены). Лирический центр оперы — прощание Ифигении с женихом и матерью, в котором юная и нежная героиня выглядит самой сильной и уверенной (одна из ее арий носит гимнический характер, в другой присутствует ритм менуэта). В последующем монологе Клитемнестры, представляющей последние мгновения жизни дочери, от певицы требуется и мощное пение, и выразительная речитативная декламация. Отчаянным речам несчастной матери контрастирует торжественный, но бесстрастный молитвенный хор. В дальнейшем действие развивается стремительно: Ахилл со своими воинами врывается на место жертвоприношения и вступает в схватку с греками. Развязка имеет два варианта: в одном из них появляется Диана, в другом волю богини возвещает Калхас. Очень убедителен в психологическом отношении последующий квартет (Ифигения, ее родители и Ахилл) — в нем нет безудержной радости (герои слишком много пережили, чтобы испытывать такие чувства), их радость лишь робко заявляет о себе. К квартету присоединяется монументальный хор. Завершается опера дивертисментом, в который вплетается ария певицы из хора («Счастливые воины, летите к победе»), и суровым хором, напоминающим о тревожной обстановке действия (начало Троянской войны).
Премьера «Ифигении в Авлиде» состоялась в Париже в 1774 г. Благодаря успеху этой постановки следующий этап творческой биографии Глюка был связан с французской столицей.