«Утренняя серенада» (фр. Aubade) — хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов французского композитора Франсиса Пуленка (1929).
Один из лучших способов создать нечто новое – это соединить то, что кажется несоединимым. Казалось бы, что общего может быть у балета и инструментального концерта? Но Франсис Пуленк так не считал, и в результате родилось одно из самых очаровательных творений французского композитора – «Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов.
Инициатором (точнее, заказчиком) этого необычного сочинения выступила поэтесса де Ноай – ей требовалась балетная музыка для праздника в ее доме, Пуленк же к тому времени уже являлся автором балета «Лани», поставленного труппой Сергея Павловича Дягилева. Произведение, которое замыслил Пуленк на этот раз, было одновременно и продолжением давних традиций французской музыки (в частности, балетов Жана-Филиппа Рамо), и принципиально новым. От традиций эпохи барокко шло обращение к античному сюжету. Главная героиня балета – Диана, сестра Аполлона, дочь Зевса, богиня охоты и Луны. Она чувствует себя очень одинокой – ведь боги обрекли ее на вечную девственность. Диана опечалена этим и готова бунтовать против такого жестокого и несправедливого закона богов – но подруги утешают ее и преподносят ей орудие, символизирующее судьбу богини – лук. Взяв его, Диана отправляется в лес, надеясь отвлечься от мрачных мыслей.
Этот сюжет, исполненный скорее лирики, чем драматизма, Пуленк воплотил в необычной для балета форме, сочетающей черты одноактного балета и одночастного концерта. Как в инструментальном концерте, здесь присутствует партия солирующего фортепиано, противопоставляемая другим инструментам – но не симфоническому оркестру и даже не камерному, а ансамблю из восемнадцати инструментов (среди них присутствуют и ударные, и духовые, и струнные, но нет скрипок). По мысли композитора, рояль является таким же солистом, как танцовщица, исполняющая роль Дианы.
Произведение состоит восьми номеров (Токката, Речитатив, Рондо, Presto, Речитатив, Andante, Allegro, Заключение), однако они следуют друг за другом без перерыва, благодаря чему произведение приобретает черты одночастности. При этом форма каждого из номеров скромна и миниатюрна – это либо трехчастные построения, либо импровизационные, играющие роль вступлений к последующим частям, но присутствует и небольшая сонатина (Presto).
Наряду с непрерывным исполнением присутствуют и другие объединяющие моменты. Номера, обрамляющие «Утреннюю серенаду» – Токката и Заключение – близки друг другу в тематическом плане (по сути дела, Заключение можно трактовать как очень сильно измененную репризу Токкаты). Единству способствует и тональный план – композитор преимущественно использует тональности, которые близки двум основным одноименным, ля мажору и ля минору.
Быстрые и медленные номера сопоставляются по принципу контраста, а тематическое единство сочинения не ограничивается родством двух крайних номеров. Некоторые темы неоднократно появляются в концерте, возникая в разных его частях. Например, фанфарная тема, с которой начинается Токката, затем возвращается в двух Речитативах, в конце Рондо, а также в Заключении. Вторая тема Токкаты проводится в среднем разделе Andante – и опять же в Заключении. Там же появляется и тема, напоминающая колыбельную, которая проводится в конце Andante. Тематическим родством связаны практически все мелодии балета. В основе большинства тем лежит трезвучие. Большая часть музыки «Утренней серенады» отличается спокойствием, и только в Allegro, передающем отчаяние и ярость героини, появляются жесткие интонации.
Премьера состоялась в июне 1929 г., поставила балет Бронислава Нижинская, а фортепианная партия прозвучала в авторском исполнении. Дальнейшая судьба «Утренней серенады» была полна превратностей. Изначально Пуленк представлял ее как чисто женский балет, в котором не будет ни одного персонажа-мужчины – только Диана и ее подруги, переодевания богини, вариация, исполняемая ею, прощание с подругами. Однако Джордж Баланчин в 1930 г. поставил этот балет в Театре Елисейских Полей с другим сценарием, написанным им самим.
Балетмейстер тоже опирался на античный миф о Диане, но на другой его мотив. В его балете появился мужской персонаж – молодой охотник Актеон, тот единственный мужчина, который посмел полюбить прекрасную богиню-девственницу, за что и был сурово наказан ею: Диана обратила Актеона в оленя, и несчастный был разорван собственными собаками. Франсис Пуленк, по его словам, «имел слабость принять… такой плоско-академический вариант», который позднее «был осуществлен нерадиво, и многими хореографами».
В 1952 г. в парижском театре «Опера-комик» вновь был поставлен первоначальный вариант «Утренней серенады». В настоящее время произведение чаще исполняется как инструментальный концерт – без хореографического элемента.