Ариетта (итал. arietta, уменьшит. от aria; франц. ariette).
1) Небольшая ария, обычно в двухчастной форме, отличающаяся простотой изложения, песенностью мелодики.
2) В 1-й половине 18 в. во французской опере — ария da capo, которую пели на итальянский текст, обычно в блестящем колоратурном стиле. В отличие от арии, в итальянской опере не была связана с развитием сценического действия и применялась исключительно как «вставной» номер в дивертисменте.
3) В одной из разновидностей французской комической оперы — «комедии, перемежающейся ариеттами» («comedie melee d’ariettes») — сольная песня (ария) в народном духе, исполняющаяся перед разговорным диалогом (или после него) и противопоставляющаяся т. н. водевилю — заключительной куплетной песенке на популярную мелодию.
Борьба между этими двумя жанрами, завершившаяся к 1670 вытеснением водевиля, отражена в комической опере «Процесс ариетт и водевилей» Ш. С. Фавара (1760). В последующее время жанр ариетты (1) использовали Н. А. Римский-Корсаков в «Снегурочке», Р. Штраус в музыке к комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера (1917, 1-я ред.).
Изредка название «ариетта» применяется и к инструментальным пьесам (заключительная часть фортепианной сонаты op. 111 Л. Бетховена).
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.