Индонезийский классический танец
Танцевальное искусство развивалось у всех народов, населяющих Индонезию с древних времён. Наибольшее распространение получили танц. школы о-вов Ява и Бали. Обе школы, представляющие нац. классич. танцы Индонезии, имеют общие истоки, уходящие корнями в доиндуистские анимистич. ритуалы, осн. содержанием к-рых являлось поклонение духам предков. В первые века н. э. на островах Индонезийского архипелага получили распространение индуизм и буддизм, к-рые дали новый импульс для развития разнообразных танц. представлений, внесли в них элементы инд. танц. школы. С течением времени произошло органичное слияние инд. танцев с индонезийскими. На этой основе яванцами были созданы свои самобытные танц. формы, в к-рых местные традиции играли превалирующее значение. У балийцев этот процесс проходил по-иному. Однако в классич. танцах о-вов Ява и Бали сложная символика, характерная для инд. танца, была в значит, степени утрачена, сохранив чрезвычайно острую пластич. выразительность жестов. Высокого расцвета танц. иск-во Явы достигло в 13 — 14 вв. в церемониальных придв. танцах, к-рые позднее потеряли обрядно-ритуальный характер в связи с активной исламизацией страны в 15 в., не затронувшей о. Бали.
Среди классич. яванских танцев продолжают исполняться бедайя и серимпи, возникшие несколько позже. В танце бедайя участвуют девять танцовщиц, изображающих богинь Юж. моря. Серимпи танцуют четыре танцовщицы, выступающие в ролях легендарных принцесс — героинь ср.-век. индонез. рыцарского романа «Менак». Костюмы актрис состоят из каина — длинного яркого полотна (батика), драпирующего фигуру до пальцев босых ног. От талии спускается яркий шарф (сленданг), к-рый играет важную роль в танц. узоре. Бедайя и серимпи исполняются в размеренном, неторопливом, неск. монотонном ритме. Танец складывается из плавных движений верхней части туловища и рук, наполненных изысканной величавостью, спокойствием и мягкой женственностью. Исполнение, как правило, сопровождается аккомпанементом гамелана (оркестр нар. инструментов).
Наиболее характерные образцы классич. танц. иск-ва Явы — танцевально-драматич. представления ваянг-топенг (т-р масок) и ваянг-оранг (т-р живого актёра). Наиболее древний из них ваянг-топенг, в основе к-рого — танец в масках. После слияния с инд. школой танца ваянг-топенг обрёл драматич. содержание (романтич. история легендарного яванского принца Панджи). Ваянг-топенг исполняют два или три танцовщика. Мужской танец, особенно партии отрицательных персонажей (джинов, великанов, демонов), отличает широкий шаг, состоящий из резких, отрывистых выпадов, экспрессивных движений и мощных прыжков. Иногда в представлении участвуют и женщины. Женский танц. шаг узкий, исполняется в сдержанной, строгой манере, движения необычайно грациозны.
Ваянг-оранг — представление, ведущее начало от танц. драм, к-рые были известны при восточно-яванских дворах ещё в 14 в. В них разыгрывались легендарные эпизоды из истории предшествующих королевских династий. В 18 в. при дворах правителей Суракарты и Джокьякарты были пост. танц. драмы «Рамаяна» и «Махабхарата», собственно и послужившие основой для ваянг-оранга — новой театр. формы, в к-рой использовано танц. переложение пьес яванского кукольно-теневого т-ра ваянг-пурво с плоскими куклами из кожи. До кон. 18 в. танцовщики ваянг-оранга носили обычную придв. одежду, начиная с 19 в. для них изготовлялись костюмы, полностью соответствующие облику кукол. Представление ваянг-оранга сопровождается гамеланом и певцами-солистами, к-рые дополняют и комментируют действие. Актёры исполняют лаконичный танец жестов, заимствованных из условного арсенала движений и позиций плоских, кожаных кукол. Все движения выполняются как бы в одной плоскости, параллельной рампе, за к-рую танцовщики выходят крайне редко. Рисунок танца каждого действующего лица строго канонизирован. Первая проф. труппа ваянг-оранг была основана в 1895 в Суракарте, и её выступления вызвали большой интерес; на Яве возникло много подобных трупп. Наиболее известной в 60-е гг. 20 в. была труппа «Сриведари» (осн. в 1910-х гг., Суракарта) С нач. 70-х гг. её возглавляет театр, деятель Суторто. Солисты — Дарси и Русман. В 70-х гг. в Индонезии было ок. 20 проф. трупп.
Балийская школа танцев наиболее полно сохранила воспринятое от индийской (хотя и находилась под заметным влиянием яцанской до нач. 16 в.) и продолжает развиваться на основе этих двух культур. Танцы на о. Бали — один из самых популярных видов нар. иск-ва. Обучение танцу так же общепринято, как обучение грамоте.
На Бали известно более двухсот видов классич. танцев — это ритуальные (пендет, сангхьянг-дадари, сутри, барис), традиц. классич., мистериальных действ (чалонаранг или баронг), где танец является осн. средством выражения противоборства сил добра и зла. Кечак — самый массовый из классич. мужских танцев. По происхождению обрядовый. Сюжет заимствован из «Рамаяны». В нём одновременно занято 150 — 200 чел. Зрелище грандиозное и впечатляющее. Танцовщики в набедренных повязках исполняют порывистый, экспрессивный танец, к-рый заканчивается одновременным выбрасыванием рук вверх (обычно исполняется при мерцающих светильниках). Танцующие то растворяются в ночи, то выступают из неё, озаряемые багровыми отблесками.
Популярен классич. танец легонг. Он близок сюжетной танц. пантомиме. Участвуют две танцовщицы. Под энергичную мелодию гамелана они исполняют сложные танц. узоры, построенные на широком шаге, т.н. «шаг легонга». Ритмично размахивая веерами, они движутся в быстром темпе, следуя одна за другой. Их жесты безупречно синхронны. На Бали существует и др. танцы, близкие к легонгу (сангхьянг-дадари, сутри, джогед и олег). В чалонаранге танцовщики ведущих партий предстают перед зрителями в облачении магов. На их лицах огромные маски с огненным языком, гривой, на пальцах — острые наконечники.
Танцы нададута и кебияр произошли в результате трансформации ритуальных жестов жрецов. Нададута и кебияр исполняются танцовщиками в сидячем положении. В танце принимают участие торс, голова и руки, благодаря чему большую выразительность приобретает каждое движение головы, плеч, рук, пальцев. Характерна частая смена темпа. В 1963 группа танцовщиков с о. Бали выступала в Сов. Союзе.
На Суматре распространён танец со свечами: танцовщица сидя проделывает сложные движения руками, в к-рых держит на блюдце зажжённые свечи. Популярен также танец с зонтиками.
В 20 в. появились ещё два вида танцевально-драматич. Представлений — кетопрак и лудрук. В 50 — 70-е гг. кетопрак становится драматич. зрелищем, в к-ром только в начале исполняется танц. пролог. Лудрук претерпел такие же преобразования, танцы исполняются в начале и, как исключение, между сценами представления.
Литература: Демин Л.М., Южнее экватора. Заметки о современной культуре островов Ява и Бали, М., 1961; его же, Остров Бали, М., 1964.
Н. П. Чукина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.