Pizzicato (пиццикaто, итал., от pizzicare — щипать) — приём исполнения на струн. смычковых инструментах. Состоит в том, что звук извлекается ие ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как на гитаре, арфе и др. струн. щипковых инструментах. Возвращение к прежнему обычному способу исполнения обозначается в нотах термином аrсо (итал., смычок) или col аrсо (итал., смычком). Р. могут исполняться как отдельные звуки, так и двойные ноты. На скрипке и альте звуки, извлекаемые Р., очень сухи и быстро затухают, более полнозвучны и продолжительны они на виолончели и контрабасе. Как правило, Р. используется при извлечении только звуков коротких длительностей. Ранее всего Р. применено, по-видимому, в драм. мадригале «Поединок Танкреда и Клоринды» («Combattimento di Tancredi e Clorinda») Монтеверди (1624). Скрипачи-виртуозы 19 в. ввели особый тип Р., исполняемого только левой рукой. Это позволяет быстро чередовать звуки Р. и аrсо; такое Р. придаёт звукам несколько шипящий тембр. Н. Паганини применил исполнение Р. левой рукой одновременно с извлечением звуков смычком, что создало эффект «дуэтного» звучания («Дуэт Паганини для скрипки соло» — «Duo de Paganini pour le violon seul», ок. 1806–08). Этот приём использовался позднее и др. композиторами («Цыганские напевы» Сарасате). Известен ряд оркестровых пьес, в к-рых партии струн. инструментов исполняются только или в значит. части Р. В их числе — «Полька pizzicato» Йог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса, Р. из балета «Сильвия» Делиба, в рус. музыке — 3-я часть 4-й симфонии Чайковского, Р. из балета «Раймонда» Глазунова.
Литература: Schering A., Die Symbolik des Pizzicatos bis Beethoven, «AfMf», 1937, Jahrg. 2.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.