Мануал

Категории словаря

Мануал (от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног — педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты).

Число М. в органах 1–7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах — до 3, в фисгармониях — не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров — отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры — до 5 октав (С — с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) — до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный — нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк — Hauptwerk); менее сильный — 2-й или 3-й (оберверк — Oberwerk); тихий — 3-й или 4-й (позитив, швелльверк — Positiv, Schwellwerk).

Во франц. органах самый тихий М. — средний (позитив — positiv), самый мощный — нижний (Грандорг — grand orgue), самый выразительный — верхний (ресъ — Recit). Все М. вместе или 2–3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма — копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.

Литература: Adelung W., Einfuhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.

Л. И. Ройзман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кластер Теория музыки
En tournant, ан турнан Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Стокгольм музыкальный Национальные культуры
Дармштадт музыкальный Национальные культуры
Тонадилья Национальные культуры
Ля (нота) Теория музыки
Остинато Теория музыки
Вилланелла Музыкальные жанры и формы
Нидерландский балет Балет и танец
Мейстерзингер Термины и понятия

Реклама