Григорий Филиппович Большаков

Дата рождения
23.01.1904
Дата смерти
03.02.1974
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
СССР
Автор

Григорий Филиппович Большаков 23 января (5 февраля) 1904 — 3 февраля 1974) — русский советский оперный певец (тенор). Народный артист РСФСР (1951). Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1950).

Родился в 1904 году в Петербурге. Сын рабочего, он унаследовал от отца любовь к пению. В доме у Большаковых был граммофон с пластинками. Больше всего юному мальчику нравилась ария Демона и куплеты Эскамильо, которые он мечтал когда-нибудь спеть на профессиональной сцене. Его голос часто звучал в самодеятельных концертах на рабочих вечеринках — красивый, звонкий тенор.

Поступив в Музыкальную школу на Выборгской стороне, Григорий Филиппович попадает в класс педагога А. Грохольского, который посоветовал ему поработать с итальянцем Рикардо Фёдоровичем Нувельнорди. С ним будущий певец занимался полтора года, приобретя первые навыки в постановке и владении голосом. Затем он переходит в 3-й Ленинградский музыкальный техникум и был принят в класс профессора И. Супруненко, о котором впоследствии очень тепло вспоминал.

Заниматься музыкой молодому певцу было нелегко, надо было зарабатывать на жизнь и Григорий Филиппович в это время работает на железной дороге статистиком. По окончании трёх курсов техникума Большаков пробуется в хор Малого оперного театра (Михайловского). Проработав больше года, поступает в театр комической оперы.

Дебютом певца становится партия Фентона в «Виндзорских проказницах» Николаи. Дирижировал оперой знаменитый Арий Моисеевич Пазовский — указания которого глубоко воспринимал молодой певец. Григорий Филиппович рассказывал, какое необычайное волнение испытывал он перед первым выходом на сцену. Он стоял за кулисами, чувствуя, что ноги его прирастают к полу. Помощнику режиссёра пришлось буквально вытолкнуть его на сцену. Певец ощущал страшную скованность движений, но достаточно ему было увидеть переполненный зрительный зал, как он овладевает собой.

Первое выступление прошло с большим успехом и определило судьбу певца. В комической опере он проработал до 1930 года и поступает по конкурсу в Мариинский театр. Здесь в его репертуаре Ленский, Андрей («Мазепа»), Синодал, Гвидон, Андрей Хованский, Хозе, Арнольд («Вильгельм Телль»), Принц («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). В 1936 году Григория Филипповича приглашают в Саратовский оперный театр. Репертуар певца пополняется партиями Радамеса, Германа, старого и молодого Фауста, Герцога («Риголетто»), Альмавивы. Сохранилось высказывание певца о «Севильском цирюльнике» и о роли Альмавивы: «Эта роль очень много дала мне. Я считаю, что „Севильский цирюльник“ — великолепная школа для каждого оперного певца».

В 1938 году Г. Ф. Большаков дебютирует в Большом театре и с тех пор до конца своей певческой карьеры непрерывно работает на его прославленной сцене. Помня заветы Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского, Григорий Филиппович много и упорно работает над преодолением оперной условности, тщательно продумывает мельчайшие детали сценического поведения и создаёт в результате реалистические убедительные образы своих героев.

Григорий Филиппович — типичный представитель русской вокальной школы. Поэтому ему особенно удавались образы в русской классической опере. Надолго слушатели запомнили его Собинина («Иван Сусанин») и Андрея («Мазепа»). Критика тех лет хвалила его кузнеца Вакулу в «Черевичках» П. И. Чайковского. В старых рецензиях писали так: «Надолго запомнили зрители этот яркий образ добродушного, сильного парубка. Чудесно звучит у артиста замечательная ария „Слышит ли, девица, сердце твоё“. Много искреннего чувства вкладывает певец в ариозо Вакулы „О, что мне мать“…» Такой же проникновенный образ Вакулы создал Г. Ф. Большаков в киноопере «Черевички», в свой время пользовавшейся успехом в нашей стране.

Григорий Филиппович очень хорошо спел также и партию Германа. Она, пожалуй, наиболее отвечала характеру вокального и сценического дарования певца. А ведь эту партию одновременно с Большаковым пели такие выдающиеся певцы, как Н. С. Ханаев, Б. М. Евлахов, Н. Н. Озеров, позже Г. М. Нэлепп! Каждый из этих певцов создавал своего Германа, у каждого он был по-своему интересен. Как писала мне в одном из личных писем одна из исполнительниц партии Лизы — з. а. России — Нина Ивановна Покровская: «Каждый из них был хорош… Григория Филипповича правда иногда захлёстывало на сцене от эмоций, но его Герман всегда бывал убедительным и очень пламенным…»

К числу несомненных удач певца критика и публика относила исполнение им роли Водемона в «Иоланте». Убедительно и рельефно рисует Г. Ф. Большаков характер этого смелого юноши, его самоотверженность и благородство, глубину всепокоряющего чувства к Иоланте. Каким высоким драматизмом насыщает артист сцену, где Водемон в отчаянии обнаруживает, что Иоланта слепа, сколько нежности и жалости звучит в его голосе! И в операх западноевропейского репертуара ему сопутствует успех.

Выдающимся достижением певца справедливо считали исполнение им партии Хозе в «Кармен». Очень выразителен Г. Ф. Большаков был и в роли Арнольда («Вильгельм Телль»). В ней проявилось характерное для артиста стремление к драматизации лирических образов, в частности в сцене, где Арнольд узнаёт о казни отца. Певец с большой силой передавал мужественные черты характера героя.

Как отмечали многие слышавшие и видевшие Григория Филипповича — лиризм Большакова был лишён сентиментальности. Когда он пел партию Альфреда в «Травиате», то даже наиболее волнующие сцены были насыщены у него не слащавым мелодраматизмом, а жизненной правдой чувств. Григорий Филиппович в течение многих лет успешно пел разнообразный репертуар в Большом театре и его имя по праву занимает достойное место в созвездии великих оперных голосов нашего Большого.

Дискография Г. Ф. Большакова:

• Партия Водемона в первой полной записи «Иоланты», запись 1940 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр С. А. Самосуд, в ансамбле с Г. Жуковской, П. Норцовым, Б. Бугайским, В. Левиной и др.

• Партия Андрея в «Мазепе» П. И. Чайковского, запись 1948 года, в ансамбле с Ал. Ивановым, Н. Покровской, В. Давыдовой, И. Петровым и др.

• Партия Андрея Хованского во второй полной записи оперы «Хованщина», запись 1951 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр В. В. Небольсин, в ансамбле с М. Рейзеным, М. Максаковой, Н. Ханаевым, А. Кривченей и др.

• «Поёт Григорий Большаков» — грампластинка фирмы «Мелодия». Сцена Марфы и Андрея Хованского (фрагмент из полной записи «Хованщины»), ариозо и ария Германа («Пиковая дама»), ариозо и песня Вакулы («Черевички»), песня Левко, речетатив и песня Левко («Майская ночь»), сцена Мельника, Князя и Ниташи («Русалка» — с А. Пироговым и Н. Чубенко).

• Видеозаписи: партия Вакулы в фильме-опере «Черевички», съёмки конца 40-х годов.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама