Zoltán Kodály
Золтан Кодай (венг. Kodály Zoltán; 16 декабря 1882, Кечкемет — 6 марта 1967, Будапешт) — венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель. Член Венгерской Академии наук (с 1943; в 1946-49 президент).
Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий.
Б. Сабольчи
Золтан Кодай — выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист — глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Бела Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.
Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. он окончил Будапештскую музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. он начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж (1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру.
В 1907-19 гг. Кодай — профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции). В эти годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку; продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. — фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях — органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.
В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия); вместе с Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь преподавал композицию в 1921-40 гг.).
20-30-е гг. — период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание: «Венгерский псалом» для хора, оркестра и солиста (1923); оперу «Секейская прядильня» (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу «Хари Янош» (1926). «Те Deum Будайской крепости» для солистов, хора, органа и оркестра (1936); Концерт для оркестра (1939); «Танцы из Марошсека» (1930) и «Танцы из Таланты» (1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография «Венгерская народная музыка» (1937, переведена на русск. яз.). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).
В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера «Цинка Панна» (1948), Симфония (1961), кантата «Каллаи Кеттеш» (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: «Эти сочинения — исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина — безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее».
А. Малинковская
Сочинения:
оперы — Хари Янош (пост. 1926), Секейская прядильня (1-я ред. 1924, 2-я ред 1932, Будапешт), Цинка Панна (1948); для хора, солиста и оркестра — Венгерский псалом (Psalmus Hungancus, 1923); Те Deum Будайской крепости (для 4 солистов, смеш. хора, органа и оркестра, 1936), Короткая месса (Missa brevis, 1944), для opкестра — симфония C-dur (1961), концерт (1939); камерно-инструментальные ансамбли — дуэт для скрипки и виолончели (1914), Интермеццо (для струн. трио, 1905), 2 струн. квартета (1908, 1918), Adagio (для скрипки с фортепиано, 1905), Серенада (для 2 скр. и альта, 1920), для виолончели и фортепиано — соната (1910), Венгерское рондо (Magyar rondo, 1917), для фортепиано — циклы миниатюр 9 пьес (1909), 7 пьес (1911–18), 24 маленьких канона на черных клавишах (1945), 12 детских танцев (1945), соната для виолончели (соло, 1915), для голоса с фортепиано — песни на стихи венг. поэтов, в т. ч. Запоздавшие мелодии (1916), сб-ки обр. нар. песен для голоса и фортепиано — Венгерские народные песни (20 песен, первые 10 — в обр. Бартока, 1906, 1967), Венгерская народная музыка (62 песни, 10 тетр., 1924–32, 11-я — 1964), 5 марийских народных песен (1960), Эпитафия Яношу Хуньяди, 1801 (1965), хоры — Парный танец из Калло (1950), a cappella — Кушает цыган творог (1925), К Троицыну дню (обрядовая, 1929) — Глаголь, язык мой (Pange lingua, на духовный текст, для детского хора с органом, 1931), Воля к миру, 1801 (для смеш. хора, 1953), Обращение Зриньи (Zrinyi szуzata, с баритоном, 1954), Пойду за смертью (1959), Скажи мне, где волшебный хлеб (из «Венецианского купца» У. Шекспира, 1959) и др. мужск., женск. и смешан. хоры; Хвала органу (фантазия на секвенцию 12 в. — Laudes organi, для смеш. хора и органа, 1966), для органа — Тихая месса (Stille Messe, 1942), музыка к кинофильму Ката Кадар (1943).