Александр Перейра поворачивается к Зальцбургу спиной
Александр Перейра, интендант Зальцбургского фестиваля, покидает его до истечения срока контракта: ему предложили возглавить «Ла Скала».
Сенсационная новость мгновенно облетела музыкальный мир,
вызвав шквал комментариев от обозревателей ведущих европейских медиа, и официальных лиц.
Слухи о том, что Перейра, окончательно разругавшись с Попечительским советом Зальцбурга, подыскивает себе пути отхода, впрочем, циркулировали давно; а с того момента, как ребром встал вопрос о преемнике Стефана Лисснера на посту интенданта «Ла Скала», они переросли в уверенность. Несмотря на то, что конкуренция была острой: Перейра вступил в борьбу с такими сильными фигурами, как директор миланского театра Пикколо Серджио Эскобар, и директор Нидерландской оперы Пьер Оди.
Перейра — блестящий бизнесмен, менеджер, как никто умеющий работать со спонсорами
— вступил в битву за бюджет с Попечительским советом Зальцбургского фестиваля еще до своего официального прихода на пост в 2012 году. Пререйра требовал увеличения бюджета фестиваля до 63 млн евро на 2014 год; ему утвердили лишь 61 млн. Но и это — существенная прибавка.
Споры, всё более ожесточенные, привели к изоляции Перейры в зальцбургской, весьма специфической фестивальной среде.
Он умудрился разругаться даже с бессменным президентом фестиваля, Хельгой Рабл-Штадлер, которая «пересидела» на своем веку четырех интендантов, и положение которой в Зальцбурге так же прочно, как «скала в прибое» по выражению австрийских СМИ.
В этой ситуации единогласно принятое решение Попечительского совета «Ла Скала» и мэра Милана Джулиано Пизапиа выбрать из 25 претендентов именно Перейру, оказалось для него спасительным.
Он даже согласился на 25-процентное сокращение зарплаты,
по сравнению со своим предшественником, Стефаном Лисснером, которому положили в год 350 000 евро. И отказался от служебной квартиры, о чем и поведал миру довольный мэр Милана. Пизапиа также подчеркнул, что решение оставить или нет на посту музыкального руководителя «Ла Скала» Даниэля Баренбойма относится исключительно к прерогативе Александра Перейры.
Впрочем, далеко не все в Италии приветствовали назначение:
Маттео Сальвини, лидер популистской Северной лиги, заявил: «Сегодня театр „Ла Скала“ был убит. Он был принесен в жертву чистому бизнесу, ради интересов иностранного лобби. Все, кому дорога музыка и Милан, должны протестовать против такого решения».
Перейра, немедленно, после объявления результатов дискуссии Попечительского совета, длившейся два с половиной часа, дал интервью итальянскому телеканалу RAI 3, и сказал, что он «абсолютно счастлив», и не видит препятствий к тому, чтобы в последний год своего правления в Зальцбурге — это сезон 2015/16 — совмещать обе должности.
Против такого совмещения, однако, решительно высказался против мэр Зальцбурга, Хайнц Шаден. Он заявил, что
Зальцбургский фестиваль не может быть ни для кого, «фестивалем между прочим»,
и что в контракте Перейры это условие — запрещение совмещать должности — четко прописано.
Перейра на это ответил, что не видит проблемы в том, чтобы переписать несколько строчек в зальцбургском контракте, и уверен, что качество программ фестиваля 2015/16 не понесет ущерба.
Однако же многие обозреватели уже после первого года руководства Перейры отмечали некоторое снижение художественного уровня фестиваля, особенно по части музыкального исполнения и содержательности концертных программ.
Возможных сценариев развития событий, на сегодняшний день, два:
либо Перейру уличают в формальном нарушении условий контракта, и отстраняют от должности интенданта Зальцбургского фестиваля уже в этом сезоне: и тогда на его пост заступает его заместитель Свен-Эрик Бехтольф. Либо разрешают ему проработать до 2015 года, и мирно уйти до истечения срока. Но совмещать две должности ему не позволят в любом случае.
Стефан Лисснер, возглавлявший «Ла Скала» c 2005 года, а до того успешно «раскрутивший» фестиваль в Экс-ан-Провансе, уходит в Парижскую национальную оперу.
После того, как Жерара Мортье вынудили уйти на пенсию с поста интенданта Парижской оперы, а недолгое правление наследовавшего ему режиссера Николя Жоэля привело к значительному падению рейтинга театра на мировом оперном поле, фигура Лисснера — эффективного «кризисного менеджера» кажется в Париже наиболее предпочтительной.
Однако остается жгучий вопрос:
кто сменит Перейру в кресле интенданта Зальцбургского фестиваля?
Называют две, наиболее вероятные кандидатуры — актера и режиссера Свена-Эрика Бехтольфа, «выдвиженца» Перейры, сменившего Томаса Оберендера на должности куратора драматической части программы фестиваля (заодно Перейра доверил ему поставить «Ариадну на Наксосе» Штрауса — Гофмансталя летом 2012 года). И пианиста Маркуса Хинтерхойзера.
Второй — гораздо более предпочтительная для музыкантов кандидатура; к тому же к нему благосклонно относится г-жа Рабл-Штадлер и фестивальная элита Зальцбурга.
Хинтерхойзер, один из самых успешных и креативных кураторов концертных программ за всю историю Зальцбургского фестиваля,
на протяжении 2007—2011 годов.
Он придумал легендарные монографические циклы концертов «Континент», репрезентировавшие на фестивале крупнейшие композиторские фигуры Европы — Шаррино, Шелси, Вареза, Рима, Берио и др. Он резко повысил качественный уровень концертов фестиваля.
Когда Юрген Флимм, в 2011 году, также до срока, покинул пост интенданта Зальцбурга, переместившись в Берлинскую Штаатсопер по приглашению Баренбойма,
Хинтерхойзер на один год полностью взял на себя формирование зальцбургской программы — и блестяще справился с этим.
С приходом Перейры Хинтерхойзер покинул фестиваль, наговорив перед тем резкостей, и выразив резкое несогласие с художественной политикой Перейры, которого Хинтерхойзер считал чуть ли не торгашом от искусства.
Однако и здесь есть своя сложность: Маркуса Хинтерхойзера только что утвердили в должности интенданта «Wiener Festwochen» — не менее крупного, чем Зальцбургский, очень статусного венского фестиваля. Его контракт продлится с 2014 до 2016 года, он наследует в Вене Люку Бонди.
Эта кадровая чехарда, вызывающая нешуточные бури и потрясения в оперно-музыкальной среде, наглядно иллюстрирует то очевидное обстоятельство, что
в Европе катастрофически не хватает музыкальных менеджеров топ-класса.
На этом поле все фигуры наперечет, и каждая подвижка вызывает эффект домино: всё вокруг начинает сыпаться и меняться.
Справка:
Александр Перейра родился в 1947 году в Вене, начинал карьеру в качестве менеджера по туризму, затем 12 лет проработал в фирме «Olivetti», в свободное время изучал вокал, некоторое время был одним из членов Франкфуртской академии Баха. Возглавил венский «Концертхаус» в 1984 году, сумев упрочить и возвысить положение второго по значению венского концертного зала, в непростом соревновании с прославленным залом «Музикферайн».
С сезона 1991-92 до 2012 года возглавлял Цюрихскую оперу, и превратил ее в короткий срок в один из лучших оперных домов Европы. Учредил Цюрихский оперный фестиваль, сумел привлечь к постановкам лучшие вокальные и дирижерские силы. В числе приверженцев стиля руководства Перейры — Николаус Арнонкур, заметивший, после назначения Перейры в «Ла Скала», что другие оперные театры могут только облизнуться, глядя на то, что Перейра достался миланскому театру.