«Ошибка резидента» — стильно, мощно, патриотично

Во второй половине 1960-х — вместе с очередным витком эстетизации Гражданской войны — перестали демонизировать и белогвардейцев, равно как и «дворянскую» эмиграцию. Да, враги. Да, классовые противники. Да, непримиримость.

Но — враги «наши», русские, совершившие, как тогда говорилось — трагическую ошибку. Остросюжетная сага о Михаиле Тульеве — красавце, аристократе, графском сыне и — профессиональном разведчике — это история возвращения в Россию.

Киноработа Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968) — эстетный, во многом — типичный для 1960-х фильм. Полупрозрачность неба, ветер в лицо, новостройки, чертёжные шрифты заголовков и лаконичная графичность фона. Поезда… Огни… Стройные силуэты.

Противостояние разведок подано через романтику эпохи. Красивые люди — Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин и — Элеонора Шашкова, тогда и примерившая на себя образ женщины великолепного агента. Напомню, что именно Шашкова сыграла жену Макса фон Штрилица. Встречи — по расписанию. Ожидание — вечность.

Итак, в нашу страну проникает настоящий профи шпионажа — Михаил Тульев (Георгий Жжёнов). До этого он работал в Азии да Африке, он ловок и пожжён, его на мякине-то не проведёшь, а тут забросили на Родину отцов. Туда, где всё ещё жив дом предков. Графская цитадель!

Важнейшая деталь — явного врага с самого начала рисуют, как очень хорошего человека, с которым приятно общаться всем новым «друзьям», точнее, они и становятся ему друзьями, тогда как бывшие власовцы-бандеровцы, с которыми приходится работать в связке, Тульеву невыразимо противны.

Нам транслируют — графу не место в стане противника. Миша Тульев хорошо вписывается в советский мир, как бы там ни было. Ему тепло в коллективе и отвратительно с «подельником» Дембовичем (Олег Жаков). При его виде герой Жжёнова кривится и разве что не плюёт ему в лицо.

Зато с ребятами из таксопарка — полное взаимопонимание. Благо, и любовь свою нашёл именно там же — в лице диспетчера Маши (Элеонора Шашкова). Любовь — типично-шестидесятническая. Импрессионизм на фоне модернизма.

Взгляды, руки, расставания, прохладный воздух. И — внебрачный ребёнок. Другая линия — Паша Синицын роскошный полубог в белых джинсах, чекист с гитарой, вынужденный изображать не только уголовника Бекаса, но и врага системы (Михаил Ножкин).

Самая запоминающаяся тема — допрос с детектором лжи и последующая пыточная камера, издающая негармоничные звуки — чудовищная «музыкальная шкатулка». И — корректные, гладкие врачи-убийцы, напоминающие доктора Менгеле.

Все ниточки тянутся туда, в побеждённый Рейх… Однако наши люди выдерживают всё. Особенно — противоборство с врагами и обстоятельствами.

В финале мы видим, как Тульева «берут», но мы-то с вами понимаем — перевербуют. Непременно! А следующий фильм о Резиденте — уже в духе иных времён. Если кино 1960-х — это настроение, то фильмы 1970-х — фабула и детали.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама