Каждый телеканал к празднику 8 Марта приготовил «гвозди», и самый громкий из них, конечно, «Титаник» («Первый канал», 8 марта, 19.20. США, 1997. Режиссер Джеймс Кэмерон. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Билл Пэкстон, Кейт Уинслет, Сьюзи Эмис, Дэвид Уорнер, Билли Зэйн). Но вряд ли кто не видел эту замечательную картину, а то и не раз. Поэтому в первую очередь я бы выделил российскую премьеру фильма «Страх и трепет» («Культура», 8 марта, 23.10. Франция — Япония, 2003. Режиссер Ален Корно. В ролях: Сильви Тестю, Каори Цудзи, Таро Сува, Виссон Катайама) — экранизацию автобиографического бестселлера популярной бельгийской писательницы Амели Нотомб. Недавно вы могли видеть по ТВ удивительно деликатную и тонкую картину Софии Копполы «Трудности перевода» — о любви, которая могла быть, да прошла мимо. Там речь шла об американцах, оказавшихся в Токио, действие разворачивается на фоне японского индустриального пейзажа и в обрамлении японского менталитета. Здесь же — все японское, только главная героиня 24-летняя Амели — бельгийка. Но она родилась в Японии и влюблена в Японию и ее культуру настолько, что решила вернуться сюда. Ей удалось устроиться на хорошую должность в крупную корпорацию. «Хотя я и уехала из Японии, мое сердце осталось здесь», — заявила она своей начальнице Фубуки при первой же встрече. И начальница — яркая восточная красавица с железными нервами — мило улыбнулась в ответ. И... указала подчиненной на ее место. И хотя Амели старалась изо всех сил и прекрасно работала, Фубуки продолжала ее выживать самым изощренным образом. Так вот столкнулись две женщины, две культуры, два менталитета. Может показаться странным, но сами японцы не восприняли эту интересную, глубокую и умную картину как неполиткорректную. Отчасти это потому, как считает сам режиссер, что они «делали гораздо более жесткие фильмы про корпоративную этику и жизнь в конторах. Помимо прочего, мы ведь видим ситуацию глазами европейки — именно она оценивает происходящее и ничего не понимает. В конечном счете эта европейская девушка благодаря своему странному опыту нахождения в японском обществе осознает саму себя, свою индивидуальность... Больше всего меня обрадовало то, что японская аудитория смеялась — даже сильнее французской».
К сожалению, лишь поздно ночью нам покажут телепремьеру мелодрамы «24 часа из жизни женщины» (ТВЦ, 7 марта, 2.30 Франция — Германия — Великобритания, 2002. Режиссер Лоран Буник. В ролях: Аньес Жауи, Мишель Серро, Беренис Бежо, Николай Костер-Вальдо, Клемент ван ден Берг). Экранизация знаменитой новеллы Стефана Цвейга, название которой стало названием фильма, представляет собой лишь одну из трех киноновелл, «упакованных» одна в другую. Сначала действие происходит в наши дни. После бурной ссоры в казино своенравная юная женщина Оливия (Беренис Бежо) убегает от своего бойфренда в компании случайного знакомого, отставного дипломата Луи (Мишель Серро), который только-только сорвал куш. Они вместе проводят ночь в его номере в отеле, и Луи рассказывает ей, как в 1936 году здесь же, на Французской Ривьере, разразился скандал: его респектабельная мама вдруг сбежала с молоденьким тренером по теннису. Все постояльцы семейного пансиона резко ее осуждали — и лишь Мари (Аньес Жауи) — таинственная вдова шотландского аристократа — выступила в ее защиту. Успокаивая мальчика, она рассказала волнующую и трагическую историю любви, которая не дает ей покоя и по сей день. Собственно, здесь и начинается сама экранизация. Режиссера можно упрекнуть за излишнюю многозначительность, вычурность композиции, но смотрится картина с неослабевающим интересом, актеры играют убедительно и с настроением. А вот для другой своей телепремьеры — комедийной мелодрамы «О любви в любую погоду» (ТВЦ, 8 марта, 18.30. Россия, 2004. Режиссер Алла Сурикова) — руководители канала ТВЦ не пожалели праздничный вечер. Их логика, полагаю, такова. Ну какая «Марья Ивановна» знает французского режиссера Лорана Буник? А Аллу Сурикову знают почти все. К тому же у нее играют такие известные молодые и не очень молодые актеры, как Алексей Панин, Андрей Федорцов, Людмила Максакова, Александр Балуев, Сергей Никоненко, Любовь Полищук, Виктор Бычков. И не беда, что они играют неважно, а то и просто безобразно, что наш известный комедиограф потерпела творческую неудачу.
А вот канал REN TV приготовил нам отличный подарок — телепремьеру драмы Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» (Ren TV, 9 марта, 20.00. Великобритания — Люксембург, 2003), удостоенной трех номинаций на «Оскара», двух номинаций на «Золотой Глобус» и приза за операторскую работу на МКФ в Сан-Себастьяне. Действие происходит в Голландии в 1665 году. После того как отец 17-летней Грит (Скарлетт Йоханссон) ослеп, она, чтобы содержать свою семью, становится служанкой в доме Яна Вермеера (Колин Ферт) и постепенно обращает на себя внимание великого живописца. Хотя по воспитанию, образованию и социальному положению они принадлежат к разным мирам, Вермеер видит, что Грит интуитивно понимает живопись, и постепенно вовлекает ее в таинственный мир своих картин. Он испытывает к ней нечто большее, чем просто симпатию, между ними зарождаются странные отношения, и это не ускользнуло от внимания ревнивой жены художника и других его домочадцев...
О загадочной женской душе размышляет в своей картине «Нежная кожа» (ТВЦ, 11 марта, 1.30. Франция, 1964) Франсуа Трюффо. Это история о том, как однажды в полете вполне благополучному писателю лет сорока с лишним (Жан Дезайи) приглянулась молоденькая и симпатичная стюардесса (Франсуаза Дорлеак). Она ответила на его неуклюжие знаки внимания, и они стали любовниками. Он вынужден всячески скрывать свои отношения со стюардессой, лгать жене. Та заподозрила неладное, последовали бурные семейные сцены. Он предлагает стюардессе выйти за него замуж... Эта картина, отличающаяся тончайшим психологическим рисунком и особой кинематографической пластичностью, стоит особняком в творчестве великого французского режиссера, который снимал отнюдь не мелодраму. «Это история печальной любви, — отмечал режиссер. — Я хотел показать ее без обмана и поэзии. Мне хотелось представить анахроничного человека. Все мои усилия сводились к одному: чтобы герой был из XIX века, а героиня — как можно более далекой от XIX века».
Вновь НТВ предлагает нам посмотреть великий фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (НТВ, 1 марта, 1.40. Франция — Италия, 1972). В дни выхода на экраны он произвел шокирующее впечатление своими непривычно откровенными сексуальными сценами. И только некоторое время спустя, когда острота скандала ослабела, как критики, так и зрители увидели в нем трагедию одиночества. Пронизанная фрейдистскими мотивами история мучительной связи американца средних лет (Марлон Брандо) и юной француженки (Мария Шнайдер), случайно встретившихся при осмотре пустой парижской квартиры и почти сразу здесь же неистово занявшихся любовью, рассказана психологически убедительно, вызывая у зрителей тягостный осадок на душе. Бертолуччи мастерски использует цвет, звук, монтаж, чтобы приоткрыть перед нами бездну отчуждения, которая вдруг возникла между главными героями, их нежелание понять друг друга.
И еще один шедевр: притча-пародия «Безумный Пьеро» («Россия», 7 марта, 3.05. Франция, 1965. Режиссер и автор сценария Жан-Люк Годар. В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анна Карина, Дерк Сандерс, Раймон Дево, Ханс Майер, Джимми Каруби, Сэмюэл Фуллер). Фердинанд (Бельмондо) женат на богатой итальянке, которая смертельно ему надоела. Изнывая от скуки, он коротает время на вечеринках, пытается изучать историю искусства. И тут появляется Марианна (ее сыграла первая жена Годара Анна Карина), которая живет в странном доме, наполненном оружием, трупами и гангстерами. Она не видела его четыре года. Оказывается, им хорошо вместе. Так почему бы не попробовать еще раз начать совместную жизнь? И они решили бежать из Парижа. Впереди их ждет множество приключений... К этому времени Годар стал мировой знаменитостью и мог уже позволить себе на полную катушку экспериментировать. Сюжетную канву он позаимствовал из романа Лайонела Уайта «Наваждение», но по ходу съемок много импровизировал, так что от романа мало что осталось. Насыщенное разнообразными событиями и весьма динамичное действие перемежается цитатами, ссылками, сюрреалистическими вставками, живописными и кинематографическими реминисценциями, что сильно усложняет восприятие картины. Это, впрочем, не помешало ей стать самой кассовой картиной Годара.
Геннадий Белостоцкий