Полит-попса под липами

О новом спектакле Каликсто Биейто по опере «Аида»

Новый спектакль Каликсто Биейто в берлинской Государственной опере под липами плох настолько, что даже блестящий ансамбль солистов не спасает испорченного вечера. Но по порядку.

Начну прямо с самого ужасного — с музыкального брака спектакля, выпущенного под руководством дирижёра Николы Луизотти. У вас могут быть три Элины Гаранча, четыре Марины Ребека и даже пять Юсифов Эйвазовых вместе с хором и духовиками-виртуозами, ошеломившими совершенно компьютерным совершенством звука в сцене шествия, но если у вас нет музыкального руководителя, способного выстроить баланс между ямой и сценой, между группами хора, между группами инструментов в оркестровой яме и сценическим оркестром, — у вас не получится музыкально приемлемого продукта.

Вот его и не получилось. Расхождений было настолько много, темпы оказались настолько не отработанными, а некоторые музыкальные фразы настолько заболтанными, будто музыканты играли с листа, а солисты познакомились друг с другом только в день спектакля.

Все интересующиеся знают, что партитура «Аиды» изуверски сложна: это тот самый страшный Верди, у которого нужно трижды через голову перекувырнуться, чтобы попасть во все ноты по всему диапазону арий, ансамблей и хоров. Здесь много раздельных инструментальных и вокальных групп, которые нужно аккуратно собрать, приспособив под акустику конкретного зала.

В новом берлинском спектакле этого сделано не было. Никто не обращает серьёзного внимания на одну-две помарки, но когда их десятки, — это никуда не годится. Это плохо сделанная работа неудовлетворительного качества, и я не вижу ни малейшего повода закрывать на это уши. Хотя в некоторых случаях субъективно такой возможности нет. И прежде всего, это касается блистательного ансамбля солистов.

Тембр Марины Ребека, выступившей в партии Аиды, настолько роскошен, а динамические крещендо настолько эффектны и ошеломительны, что на несмыкания, на выхолощенность нижнего регистра и прочие помарки внимания уже не обращаешь. Точнее, обращаешь, но не цепляешься.

По той же причине не хотелось бы цепляться к работе Юсифа Эйвазова, исполнившего партию Радамеса, но тут уже нет такой возможности, поскольку блестящих фермат, которыми певец буквально исхлестал зал, недостаточно для удовлетворительного исполнения этой технически сложной партии. К тому же всегда сложно снижать планку и закрывать глаза на недостатки, когда приходится сопоставлять с совершенством.

Эталонный уровень вокала, фейерверк актёрского мастерства, театральной мощи и интеллектуального блеска в продуманности каждой фразы, каждого движения, каждого взгляда и каждой ноты, — всё это Амнерис в исполнении Элины Гаранча. И только ради одного этого головокружительного исполнения я бы сходил ещё раз на этот безобразный спектакль.

Постановка Каликсто Биейто ученически слаба потому, что режиссёр, как захлёбывающийся газетными передовицами неофит, пытается охватить всё и сразу: и защиту животных, и вред люксового потребления, и использование детского труда, и зарабатывание денег на войне, и челночную торговлю, и жестокость, и коварство, и разлуку, и любовь, и слонов, и носорогов, и енотов — стынет кровь!

О часах, трусах, котлетах, о багетах и мехах, о беззвучных пистолетах, о шахтёрах — просто страх! Рассказал про всё на свете: про войну и про людей, и про бури на планете, и про время скоростей… «…Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёж, он над нами издевался… Ну сумасшедший — что возьмёшь!..» (Цитата из «Письма в редакцию передачи «Очевидное-невероятное» В.С. Высоцкого (1977)). Санитаров в зале в этот вечер явно не хватало…

Весь этот политически мотивированный размах на рубль и совершенно беззубый удар на копейку говорит о том, что режиссёр не владеет ни одной из заявленных тем: ни люксовым потреблением, ни проблемой защиты детей от эксплуатации, ни даже трагически актуальной темой зарабатывания денег на войнах, которыми, как опухолями покрывается сегодня планета. В этих жутких реалиях показывать невнятную трясучку хора, одетого в костюмы викторианской эпохи и символизирующего мировой империализм, — не просто неуместно, но безнравственно. У К. Биейто прекрасно получаются спектакли из жизни низов и подворотен, а также темы вульгарной провокации (венская «Кармен» — ярчайшее тому подтверждение). С более сложным материалом К. Биейто работать не способен. И это очевидно всем, кроме интендантов, приглашающих этого крикуна для чтения моралей аудитории, существенная часть которой превосходит по интеллектуально-моральным качествам самого оратора.

Эпикриз. Это имбецильное, малограмотное желание досадить тем, за чей счёт ты живёшь, не достойно не только серьёзного профессионала, но и самого театра, который такими постановками с таким музыкальным уровнем, как в новой «Аиде», ставит под сомнение свою репутацию.

Занавес.

Foto: Herwig Prammer

Новогодние праздники уже совсем скоро. Порадуйте себя и своих детей, заказав фейерверк в СПб. У нас только качественная продукция и широкий ассортимент. Пиротехника на любой вкус и кошелек.

реклама

вам может быть интересно

Романтические беседы у рояля Классическая музыка